Сегодня проблема приобщения детей младшего школьного возраста к чтению стоит особенно остро. Чаще всего это связано с нехваткой времени. Действительно, количество свободного времени, которым располагает современный ребёнок, совсем невелико – за день ему надо успеть сходить на занятия в школу, посетить кружки и секции, выполнить домашнюю работу. Оставшееся свободное время он зачастую проводит в общении с любимым гаджетом, забавляясь новой игрой или общаясь со сверстниками в чатах. Получается, что читать просто некогда. Да и незачем – жизнь и без чтения кажется вполне интересной и динамичной, ведь современная индустрия развлечений предоставляет много возможностей нескучного проведения досуга. Сегодня книга вынуждена конкурировать с реалиями жизни современного школьника – и зачастую проигрывает в этой борьбе. Но почему так происходит и что с этим делать?
Самая главная причина в том, что дети охотно потребляют то, что им предлагается. О другом они просто не подозревают, не понимают, чего именно себя лишают, игнорируя чтение. В связи с этим и семья, и школа должны создать все условия для того, чтобы открыть ребёнку мир книги, сделать этот мир важной частью его жизни, одним из ведущих факторов духовного, нравственного и эстетического воспитания, и в идеале – добиться того, чтобы общение с книгой стало сознательным выбором ребёнка.
Что для этого может сделать семья? Во-первых, подать личный пример. Когда ребёнок видит читающих родителей, слышит обсуждение новых книг между ними, воспринимает их эмоции, вызванные прочитанным, у него формируется представление о чтении как о чём-то интересном, чему стоит уделять время и что вполне может стать поводом к увлекательному общению.
Во-вторых, родителям следует проанализировать то, как проходит день ребёнка, какой деятельностью он наполнен, и самое главное – как организован его досуг. Если выясняется, что школьник злоупотребляет гаджетами, то следует поставить ограничение на пользование ими, а освободившееся время предложить уделить общению с книгами, посоветовав ему для чтения то, что составит неплохую альтернативу его обычному времяпрепровождению.
И тут встаёт очень важный вопрос – что читать? Очевидно, что младшие школьники в подавляющем большинстве пока не способны самостоятельно сделать этот выбор. Помочь им в этом – задача родителей.
Книга должна быть интересной юному читателю. Родители обычно хорошо знакомы с увлечениями своего ребёнка, и на начальном этапе приобщения к чтению важно обязательно учитывать это. Пусть ребёнок, давно мечтающий о щенке, получит возможность сперва прочитать рассказ про собаку, юный техник, разбирающий на части всё вокруг, – научно-популярную книгу технической направленности, а любитель фантазировать о неизведанных мирах – фантастическую повесть. Конечно, со временем необходимо постепенно расширять кругозор школьников, аккуратно предлагая им почитать что‑то и на другие темы, но этому непременно должна предшествовать подготовительная работа: новые темы обязательно должны прежде войти в круг интересов ребёнка. То есть развитие потребности в чтении становится возможным, если оно идёт параллельно с общим развитием: у детей, посещающих театры, музеи, выставки, чьи родители находят время на то, чтобы поделиться с ребёнком накопленными знаниями в разных областях, естественным образом формируется база для восприятия широкого круга тем.
При выборе «нужной», «той самой» книги важно учитывать возраст юного читателя. Даже самое интересное издание разочарует его, если покажется слишком «малышовым» или, напротив, будет содержать сложный, непонятный текст. В младшем школьном возрасте огромную роль всё ещё играют иллюстрации, без которых книга может показаться скучной и безликой. Не стоит забывать и о здоровье детских глаз: шрифт должен быть крупным, хорошо читаемым.
Желательно, чтобы дома была детская библиотека, почётное место в которой занимали бы любимые, многократно перечитываемые произведения. Она может пополняться по мере расширения читательского кругозора ребёнка.
Хорошей традицией должно стать регулярное посещение библиотеки. На первых порах родителям желательно сопровождать туда детей, чтобы помочь сориентироваться в многообразии книг. Перед этим важно рассказать ребёнку, что о содержании книги мы можем догадаться по её названию на обложке, иллюстрациям на страницах, прочитав аннотацию или ознакомившись с оглавлением. В библиотеке юному читателю стоит показать стенды, где находится художественная и научно-популярная литература для его возраста, в идеале – подобрать несколько книг, которые теоретически могут быть ему интересны.
У библиотекаря можно поинтересоваться, какая проводится работа по приобщению детей к чтению. Это могут быть творческие вечера детских писателей, литературные кружки, тематические выставки книг или конкурсы рецензий. Не стоит забывать, что сегодня библиотеки – это ещё и центры дополнительного образования, предлагающие занятия по развитию способностей к музыке, рисованию, по обучению иностранным языкам и т.д. Неплохо было бы записаться в один из таких кружков – у ребёнка в этом случае будет лишний повод посетить библиотеку, в которой сама атмосфера располагает к чтению.
Итак, книги для чтения подобраны, и возникает не менее важный вопрос – как читать? Конечно, если ребёнок с удовольствием сам помногу читает, понимает прочитанное, если он почувствовал вкус к этому занятию и его круг чтения достаточно широк, этот вопрос отходит на второй план. Но, к сожалению, среди младших школьников таких детей очень мало. Большинство ещё нуждаются в наставнике, который бы приобщил их к вдумчивому чтению, научил не просто читать, но и понимать смысл прочитанного.
И тут сложно переоценить роль семьи в воспитании юного читателя; не случайно этому вопросу уделено большое внимание в учебниках по «Литературному чтению» для 1–4 классов (авторы Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова), где для этого вида совместной с родителями деятельности выделена специальная рубрика, в которой приведены высокохудожественные литературные произведения, подобранные с учётом детских интересов и возрастных особенностей восприятия.
Независимо от того, насколько бегло читает ребёнок, очень важно находить время для чтения ему вслух. Это удобно делать, например, перед сном, когда все заботы дня уже позади. Хорошо, если семейное чтение войдёт в привычку, и ребёнок будет с нетерпением ждать этих нескольких минут общения – с книгой и любимым родителем. Стоит сказать, что гиперактивных детей это к тому же позволит успокоить перед сном.
Читать книги детям нужно не спеша, периодически останавливаясь и задавая вопросы по ходу чтения, чтобы понять, слушает ли ребёнок, понимает ли он, о чём идёт речь, интересен ли ему сам процесс чтения. Учителя‑словесники часто сетуют, что даже те дети, которые прекрасно отвечают на вопросы по воспроизведению фактического материала художественного произведения (то есть понимают сюжетную линию), довольно часто теряются, слыша вопросы, начинающиеся с «Зачем?» «Почему?», для ответа на которые нужно уметь формулировать вслух собственные выводы. На таких вопросах интересно остановиться подробнее.
Чтобы дать возможность ребёнку активно участвовать в процессе обсуждения и для развития его фантазии, следует поинтересоваться, как бы он сам поступил в той или иной ситуации, если бы оказался на месте героев. Остановившись в середине произведения, можно попросить ребёнка предположить, чем оно закончится, или по окончании чтения дать ему задание продолжить историю. Принципиально, что ответы детей не должны быть односложными, ведь активное чтение преследует ещё одну важную цель – развитие речи.
Важно отметить, что совместное чтение не должно напоминать экзамен. Нужно чутко улавливать настроение ребёнка и ни в коем случае не заставлять его отвечать на вопросы, если это вызывает активное неприятие.
Особое место в процессе чтения занимает актуализация жизненного опыта ребёнка. Если в книге идёт речь о чём-то, хорошо знакомом ему, важно остановиться и напомнить этот эпизод жизни, что позволит сделать книгу более близкой, понятной. По ходу чтения также необходимо давать комментарии к сложным для понимания словам или эпизодам. Эти отступления должны иметь общеразвивающий, познавательный характер. С самого начала нужно обговорить с ребёнком, что он может задать по ходу чтения любой вопрос, чтобы выяснить непонятое.
Если художественное произведение послужило основой для театральных постановок или экранизаций, стоит показать их ребёнку в ближайшее время. Будет интересно сравнить, как отражены одни и те же образы и идеи в разных видах искусства.
Знакомясь с книгой, не следует игнорировать иллюстрации, которые сами по себе могут стать объектом для обсуждения. Можно спросить ребёнка, похожи ли изображённые герои на описанных автором, какие эпизоды проиллюстрировал художник, какое событие и какого героя нарисовал бы ребёнок, если бы оформлял данную книгу. Если у юного читателя есть склонности к рисованию и он хочет создать свои иллюстрации к прочитанному, то стоит поддержать его в этом начинании – эти работы могут стать основой для формирования читательского дневника в картинках.
Итак, семья сделала всё возможное, чтобы ребёнок читал. А что может сделать школа?
Безграничные возможности для воспитания интереса к книге дают уроки литературного чтения. И здесь особое место занимают занятия по внеклассному чтению, на которых создаются условия для обмена читательским опытом между детьми. Слыша эмоциональные отзывы товарищей, ребёнок проникается интересом к конкретной книге и с большой долей вероятности захочет прочесть её. Стимулируют интерес к чтению театральные постановки литературных произведений, литературные викторины и т.д.
Расширяют кругозор учащихся, формируют отношение к чтению как к способу получения знаний списки рекомендуемой для каждого предмета дополнительной литературы. Инициативу в процессе познания стимулируют задания на подготовку докладов, рефератов, сообщений на изучаемую тему. Авторы современных учебников активно используют подобные способы для приобщения к чтению.
Так, например, в учебнике «Технология» для 4 класса (автор Л.Ю. Огерчук) при изучении волокон природного происхождения детям предлагается прочитать рассказ К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», в котором описывается техника получения волокон изо льна, а при освоении темы «Папье‑маше» в этом же классе даётся задание подготовить информацию об одном из народных промыслов в стиле папье‑маше. В учебниках «Физическая культура» (авторы В.Я. Барышников, А.И. Белоусов) школьники найдут задания узнать о правилах переноски лыж (1 класс) или о том, какие виды спорта включены в программу Паралимпийских игр (4 класс).
Важно отметить, что иногда сам материал, на примере которого объясняется новая тема, может побудить школьника к чтению. Яркий образец тому – задания учебников по русскому языку для 1–4 классов (авторы Л.В. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова). Литературный материал, на котором объясняется и закрепляется теория, – ярок, увлекателен, довольно часто несёт в себе искромётный юмор или тонкую иронию. Это и замечательные стихи, ставшие уже классикой детской поэзии, и отрывки из интересных прозаических произведений, с указанием автора, что позволит школьникам при желании отыскать эти произведения в библиотеке или в сети Интернет.
Даже математика, которую часто противопоставляют гуманитарным дисциплинам, не остаётся в стороне от дела приобщения детей к чтению. Достаточно открыть учебники для 1–4 классов по математике (авторы Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева), чтобы понять это: в задачах здесь часто фигурируют герои известных детских литературных произведений. Сложно не испытать интерес к задаче, когда её герой – Громозека, Муми-тролль или Кощей Бессмертный, и ещё сложнее – удержаться от того, чтобы потом не найти литературные произведения, героями которых они являются, и не зачитаться этими книгами.
Таким образом, получается, что всё в наших руках. Мы все вместе – родители, школьные учителя и педагоги дополнительного образования, – объединив усилия, вполне можем добиться того, чтобы дети полюбили чтение и всегда находили время на общение с книгой.
Елена Петухова,
ведущий редактор центра
«Начальная инновационная школа»