В семье и школе. Как заинтересовать детей чтением?
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку новостей
16.02.2022
В семье и школе. Как заинтересовать детей чтением?

Как привить детям интерес к чтению?

Все аспекты этого сложного и в то же время кажущегося простым вопроса известны с давних времён, начиная с К.Д. Ушинского… Однако сегодняшние реалии с гаджетами в руках едва родившегося человека вносят свои коррективы в наше вечное стремление зажечь детей чтением. Взрослые со своим представлением о том, как и зачем, для чего следует читать, противостоят огромному количеству гигантских индустрий развлечений. В стремительно меняющемся мире мы не успеваем даже анализировать влияние всего названного на развивающийся мозг ребёнка, на формирование его личности. Несмотря на это, сегодня мы вспомним основные пожелания педагогов-методистов и психологов по воспитанию в наших детях тяги к книгам.

В семье и школе. Как заинтересовать детей чтением?Родителям желательно читать детям с самого рождения и до момента, когда они сами с удовольствием зачитают. Маленькие дети эмоционально нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе всё время, поэтому с первых лет жизни очень полезно разнообразить совместный досуг чтением. К трём годам ребёнок станет не только слушателем, но и активным собеседником, который будет просить перечитывать одну и ту же книгу десятки раз. Мудрость взрослого при этом выражается в спокойном согласии с выбором книги для чтения. Значит, именно эта книга олицетворяет для ребёнка психологический комфорт. Ко второму‑третьему классу многократное и частое обращение к одной и той же книге для чтения на ночь исчезает.

Читайте стихи! Ритм и интонация стихотворений нравятся всем малышам. Воспользовавшись периодом, когда заучивание даётся детям легко, учите стихи наизусть. Развитие этого навыка окажет серьёзную помощь учащимся в начальных и средних классах.

Моя семья: книга-альбом: подарок для первоклассникаЗаведите традиции семейного чтения. Процесс должен быть живым, эмоциональным, интересным и захватывающим. Читайте с ребёнком по ролям, просто по очереди, по абзацу, по страничке, озвучивайте с членами семьи героев разными голосами: волк воет, лисичка хитро разговаривает тоненьким голоском, медведь басит, а колобок очень смешно поёт свою песню. Вечера совместного семейного чтения книг – это эпизоды близости родителей и детей, семейного уюта и тепла. В памяти детей они останутся навсегда, и по прошествии десятилетий повзрослевшие дети привнесут эти традиции и в свои семьи.

Организуя вечера семейного чтения, обратите внимание на выпущенную издательством «Русское слово» книгу А.Н. Печерской «Моя семья». В ней содержится множество произведений русских поэтов и писателей о семье, папе и маме, бабушке и дедушке, о взаимопомощи и поддержке родных. Книга позволяет обеспечить усвоение на пропедевтическом уровне таких ценностей, как семейные обычаи и традиции, культура семейной жизни, любовь и уважение к родителям, прародителям, трудолюбие, забота о старших и младших, домашний очаг, родина, мир. Автор убеждена, что освоить нравственные установки ребёнок сможет только тогда, когда «проживёт» эти ценности в своей собственной деятельности. Потому книга предусматривает активное общение и совместную деятельность ребёнка с родителями, с бабушками и дедушками. Например, выполнение творческих заданий, которые объединяют и сплачивают семью: составление генеалогического древа или создание семейного герба.

В начальной школе с первого по четвёртый класс на уроках литературного чтения (УМК «Литературное чтение» Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой) дети в каждом разделе видят произведения для чтения с родителями, с братьями и сёстрами в рубрике «Семейное чтение». В эту рубрику включены произведения о дружбе, о добре и зле, о Родине, о наших праздниках, о людях труда и героях войны. Авторы преднамеренно не дают вопросы и задания к этим произведениям. Выяснение значений незнакомых слов, проживание фактуальной и эмоциональной линий сюжета, анализ поступков тех или иных героев, определение того, что же хотел сказать нам автор, – всё это происходит в задушевной беседе самых близких людей в тёплой домашней атмосфере.

Литературное чтение. 1–4 классы

Дети наследуют привычки родителей, поэтому будьте лучшим примером для своих детей. Недостаточно рассказывать ребёнку о пользе чтения, нужно подать пример увлечения чтением мамы, папы, братьев и сестёр. Если такой пример будет перед глазами малыша, больше шансов вырастить интеллектуально развитую личность. Естественно, ребёнок привыкнет к книгам, если они дома есть. В домашней библиотеке обязательно должны быть книги, соответствующие возрасту ваших детей: яркие, красочные, с крупным шрифтом, с интересным сюжетом для малышей, книги разного жанра и направленности для учеников начальных и средних классов. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь. Пусть ребёнок выбирает для чтения ту книгу, которая его привлекает. Если ребёнок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не наказывайте его. Лучше покажите другие книги, чтобы он понял: есть не только такие скучные ему рассказы про цветочки, а есть ещё мифы, былины о русских богатырях, фантастика и т.д. Самое главное, чтобы чтение заинтересовало его. Никогда не наказывайте ребёнка чтением, не ставьте условий, не лишайте каких-то других удовольствий из-за чтения – это приведёт к прямо противоположному результату, и книга станет врагом.

Ориентируйтесь на ведущую деятельность (А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). В каждом возрасте ведущая деятельность («основное занятие» ребёнка, внутри которого развивается личность) своя: с 3 до 7 лет – игровая деятельность, до 11 лет – учебная деятельность, позже – общение со сверстниками. Через ведущую деятельность можно решить множество задач, и в том числе привить детям интерес к чтению. С малышами превращаем чтение в игру: делаем постановку с друзьями перед бабушкой и дедушкой, устраиваем соревнование по нахождению предметов на картинке по сюжету книги, рисуем персонажей. Детей младшего школьного возраста будут притягивать сказки, энциклопедии и научно-популярные издания. Подростку будут близки произведения об отношениях. Сделать выбор помогут книжные подборки и серии. В каталоге издательства «Русское слово», например, присутствуют хрестоматии для дошкольников и книги для самых маленьких, а также серии «Детская классика», «Кладезь знаний», «Горжусь своей историей», «Имя России», «Школьная историческая библиотека», адресованные детям школьного возраста.

Серия «Школьная историческая библиотека»

И напоследок: чтобы ребёнок получал радость от чтения, сам процесс должен вызывать только положительные эмоции. Больше хвалите, меньше исправляйте и наказывайте ребёнка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми, только с самим собой. И будьте всегда рядом: и в походах в библиотеку на начальном этапе, и когда ребёнок хочет поделиться впечатлениями после прочтения книги. Цените моменты обращения к вам ребёнка по читательским вопросам. Пусть наших детей книга притягивает, восхищает, вызывает у них восторг! Тогда напоминать о чтении ребёнку не придется.

Алевтина Фёдорова, кандидат педагогических наук, доцент,
почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации,
методист издательства «Русское слово»

ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
Все вебинары