В век компьютерных технологий более 50% читателей предпочитают печатные книги. «Русское слово» представляет итоги опроса
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку новостей
17.02.2022
В век компьютерных технологий более 50% читателей предпочитают печатные книги. «Русское слово» представляет итоги опроса

Издательство «Русское слово» подвело итоги опроса, организованного накануне Международного дня книгодарения с целью узнать читательские предпочтения аудитории. В течение двух недель, с конца января до 14 февраля, любой желающий мог ответить на несколько вопросов, объединенных «книжной» темой.

В опросе, который проводился анонимно, приняло участие 400 человек от 14 до 70 лет из разных регионов России – от Калининградской области до Дальнего Востока. Среди участников есть даже представители стран ближнего зарубежья – такого широкого охвата удалось достичь благодаря Интернету. Среди опрошенных преимущественно работники образования (учителя, воспитатели, педагоги-библиотекари, психологи, руководители образовательных организаций), а также учащиеся и их родители.

Как показал опрос, менее половины участников (41,5% опрошенных) знают о Международном дне книгодарения. Ещё 22,3% что-то слышали об этом празднике, и только для 36,3% он оказался сюрпризом. На вопрос «Считаете ли вы себя читающим человеком?» большинство ответило утвердительно: 63% уверенно сказали «да» и 31% выбрали вариант «скорее да, чем нет». Примечательно, что в век компьютерных технологий 53,8% опрошенных отдают предпочтение печатным книгам. Ещё 44,8% допускают оба варианта – печатный и электронный. Нетрудно посчитать, что лишь чуть более 1% респондентов выбирают книги исключительно в электронной форме.

Художественная литература уверенно лидирует в списке читательских предпочтений – 80% отметили этот вариант из списка предложенных. На втором месте учебная литература (48%). Высокую популярность учебной литературы можно объяснить тем обстоятельством, что среди опрошенных много работников сферы образования и учащихся. Третье и четвёртое место в рейтинге читателей занимают научно-популярная и детская литература соответственно. Среди других ответов, данных респондентами, можно отметить периодику, издания о хобби (например, вязание, флористика), журналы с полезными советами, методические издания или литературу по психологии.

На вопрос, касающийся частоты совершения покупок в книжных магазинах, более половины опрошенных (55,3%) ответили, что действуют ситуативно и по настроению. 20,5% покупают книги минимум раз в месяц, ещё 14,5% – каждые полгода. Остальная часть или вовсе не посещает книжные магазины, предпочитая пользоваться библиотеками, или делает это редко и по необходимости.

При покупке книг большинство читателей ориентируется на имя автора (65,3% отметили этот вариант), на советы близких и друзей (40,5%) или обзорные статьи и подборки из Интернета (33,5%). Повлиять на выбор книги могут также её обложка и оформление (23,3%), а также репутация издательства (18,5%). Примечательно, что среди читателей есть те, кто доверяет интуиции или мнению библиотекарей, а некоторые опрошенные привыкли перед покупкой внимательно ознакомиться с аннотацией и содержанием издания или прочитать несколько страниц выбранной книги.

Наибольшее разнообразие ответов издательство получило на вопрос о том, какую книгу выбрали бы респонденты в качестве подарка. Готовых вариантов не предлагалось – нужно было сформулировать свой. Анкетируемые указывали и отдельные произведения, и литературные жанры, и типы изданий, и даже конкретные издательские серии.

Лидирует снова художественная литература: как отечественная и зарубежная проверенная временем классика, так и произведения современных авторов. А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, М.А. Булгаков, А. Дюма, Э. Войнич, Дж. Остин, Г. Яхина, Н. Абгарян, Е. Вильмонт… Не обошлось без «Гарри Поттера» Дж. Роулинг.

Детективные романы, женская проза, фэнтези, мемуары, энциклопедии, словари, пособия для подготовки к экзаменам и олимпиадам, по скорочтению и психологии, путеводители и, конечно же, красочно оформленные издания по искусству или истории – такие ответы давали опрошенные.

Из изданий «Русского слова» респонденты назвали хорошим подарком серию «Горжусь своей историей», книги «Защитники земли Русской», «Увлекательные задания для смышлёных детей: лабиринты, раскраски, находилки», «Александр III и Мария Фёдоровна. Император и императрица на службе России». Наконец, нельзя не отметить такой вариант подарка, как сертификат в книжный магазин, – его также давали анкетируемые.

Можно с уверенностью сказать, что интерес к литературе сегодня не угасает, и результаты опроса это подтверждают. Книга, несмотря на развитие компьютерных технологий, востребована не только как источник знаний и мудрости, но и как источник удовольствия, ярких эмоций и переживаний. «Книга это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет», сказал в своё французский писатель А. Декурсель. Книга по-прежнему остаётся полезным и желанным подарком и, мы верим, останется таковым на долгие годы.

Серия «Путешествие в историю»День книгодарения 2022

ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
Все вебинары