Учебно-методическое пособие «Понять Россию…» Вячеслава Никонова – единственное в своем роде издание, которое в руках опытного и заинтересованного педагога станет не просто дополнением к учебной информации, а основой для организации разнообразной познавательной деятельности учащихся.
В своей книге автор – известный российский политолог, историк, доктор исторических наук, председатель комитета Государственной думы по образованию – попытался обобщить уникальный культурно-исторический, политический и социально-экономический опыт российской цивилизации. Определяющим фактором в этом, по мнению автора, является так называемая российская матрица – цивилизационный, культурный, генетический код, лежащий в основе исторического пути России.
Книга обладает уникальным теоретическим и методологическим потенциалом для обновления школьного исторического образования и повышения квалификации учителей истории в контексте требований ФГОС ОО, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта. Для реализации этого используются специальные педагогические инструменты – навигатор и методический конструктор, позволяющие воплотить научный потенциал книги в курсе отечественной истории.
Навигатор – это практические рекомендации, выполненные в виде таблицы, которая помогает сопоставить содержание ИКС, страницы книги и «трудные вопросы истории». Навигатор к каждой главе предваряют ключевые вопросы, позволяющие шире осмыслить исторический процесс, а в самой таблице представлены сюжеты для познавательных заданий, кейсов, эссе и учебных проектов. Методический конструктор, также созданный для каждой части книги, раскрывает особенности способов и форм обучения истории, примеры их разработки, а также комплексы предметных, метапредметных и личностных результатов общего исторического образования, которые планируется достичь.
Книга охватывает широкий исторический период от Древней Руси до современной Российской Федерации и состоит из 4 частей, в каждой из которых рассматривается влияние различных внешних и внутренних факторов на развитие государства.