Давным-давно в городе жил Мастер. Один из его учеников однажды задумался:
«А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответа?»
Он отправился на цветущий луг, поймал бабочку, спрятал её между ладонями и подошёл к Мастеру:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? — Ученик крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Подумать о смысле этой притчи предлагается пятиклассникам на одном из первых занятий курса по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ «Я принимаю вызов». Выбор притчи и задания не случаен, ведь потребность подростка принимать самостоятельные решения возрастает по мере его взросления. Какое примет решение ребёнок, если у него появится возможность попробовать впервые наркотик? Как повлиять на выбор ребёнка в пользу отказа от наркотиков? Эти вопросы волнуют не только родителей, но и школьных учителей, ведь поведение подростка часто бывает протестным и противоречивым, а банальное «нравоучение» о вреде наркотиков скорее будет вызывать раздражение.
Разрабатывая курс «Я принимаю вызов», Наталья Цыганкова и Олег Эрлих в первую очередь основывались на психолого-педагогических особенностях детей подросткового возраста. Важно было разработать такой курс, который был бы интересен школьникам, именно эта идея определила основные принципы построения программы курса.
Эти принципы звучат так:
• ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — прежде всего ученика, а не учителя;
• ДОВЕРИЕ — учитель не контролирует, а поддерживает ученика;
• ОТКРЫТОСТЬ — трудности не скрываются, а разрешаются.
Курс «Я принимаю вызов» реализуется в рамках внеурочной деятельности, поэтому организация занятий отличается от традиционного урока. В качестве основной формы работы авторы курса рекомендуют интерактивное взаимодействие в больших и малых группах, предполагающее соблюдение принципов партнёрских отношений, личностно ориентированного и делового общения с подростками.
Курс адресован учителям, классным руководителям, педагогам-организаторам, педагогам-психологам, педагогам организаций дополнительного образования.
Важной особенностью программы курса является комплексный подход к развитию личности школьника. Так, в рамках курса будут пройдены темы, затрагивающие вопросы:
• развития коммуникативных компетенций;
• развития эмоционального интеллекта;
• формирования навыков конструктивного разрешения конфликтов;
• саморазвития и самоопределения;
• развития стрессоустойчивости и формирования навыков безопасного поведения в ситуации социального риска;
• проектирования будущего, формирования навыков целеполагания и поиска ресурсов для достижения цели и многие другие.
В состав УМК входят:
• программа курса;
• рабочая тетрадь для 5–9 классов;
• методические рекомендация для 5–9 классов;
• книга для родителей.
Курс прошёл апробацию во многих регионах России.
Для издательства важным показателем успешности УМК являются положительные отклики, которые приходят от апробаторов курса. Педагоги, отвечая на вопрос: «Какие главные положительные результаты получили ваши воспитанники от прохождения курса?» — отмечают следующее:
• Дети больше узнали о себе, своих возможностях и способностях.
• Ребята стали более открытыми, учатся открыто общаться, высказывать свои мысли.
• Ребята в классе стали сплочённые, научились слушать друг друга, контролировать свои эмоции.
• К детям пришло понимание, что жизнь — самое важное, что есть у человека.
• Рефлексия поднялась на третий уровень — понимания значимости поступка для других.
• Ребята научились находить выход из сложных ситуаций конструктивно, брать ответственность на себя при подготовке проектов.
• У детей возникло понимание того, что жизнь без употребления ПАВ интересна и им открыто много возможностей.
• Дети делятся опытом о том, как можно избежать обострения конфликта и выйти из ситуации победителем. Это подтверждает практическую ценность курса.
Авторы курса
Н.И. Цыганкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики семьи Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования |
О.В. Эрлих, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики семьи Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования |