В издательстве «Русское слово» издана книга литературоведа Владимира Дядичева «В.В. Маяковский в жизни и творчестве: учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей». Книга вышла в серии «В помощь школе» и рассказывает читателям о бунтарской личности поэта, которая сотрясла весь писательский мир своим творчеством. Молодые поэты Серебряного века Блок, Брюсов, Белый, Ахматова, Мандельштам – и вдруг голос Маяковского, ни на чей не похожий. Изменение фонетики, звука, метафористики. Его заметили.
На выступления Маяковского в Политехническом музее собирался полный зал. Его стихами зачитывалась прогрессивная молодёжь. В сущности, это было заслуженно, ведь, как сказал нарком просвещения Анатолий Луначарский, «Маяковский творил многое множество слов, имел дар создавать слова, которых ни у кого во рту не было, а после него они стали переходить из уст в уста».
Книга Владимира Дядичева содержит главы о детстве Маяковского в Грузии, учёбе, об отношении поэта к революции, которую он с радостью принял, потому что ему претил мещанский мир и принципы прошлого. Революция для Маяковского была не бунтом нищих, а бунтом тех, кто идёт навстречу будущему.
Маяковский не любил читать, но ему нравилось творчество Тургенева, и в образе Базарова он видел родство с собой. «Анну Каренину» поэт так и не дочитал, оставил в Бутырской тюрьме как плохое воспоминание. Там же Владимир Маяковский начал писать свои первые стихи, хотя они ему не нравились. Но творческий процесс пошёл и позднее достиг своего пика. Любовь поэта расцвела после встречи с Лилей Брик, очарованной его чтением поэмы «Облако в штанах», и стала вторым дыханием на всю жизнь. Целый пласт произведений Маяковский посвятил любви.
В главах книги можно прочесть о литературном и дружеском окружении Маяковского, о его размышлениях о жизни и поэзии, о смерти поэта и бессмертии. Несмотря на высокий рост, решительную походку, бунтарскую натуру, басистый голос и эпатажность в манере одеваться, Маяковский был ранимым человеком и требовательным к себе, как к поэту.
Марина Цветаева писала: «Никакой державный цензор так не расправлялся с Пушкиным, как Владимир Маяковский с самим собой… Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый — поэт встал и человека убил…» И когда Борис Пастернак на смерть поэта написал строки «Твой выстрел был подобен Этне в предгорьи трусов и трусих», то всем было ясно, что Маяковский возвышался над эпохой, масштаб личности колоссальный.
Книгу Владимира Дядичева «В.В. Маяковский в жизни и творчестве» дополняют фотографии, рисунки и библиографическй список литературы о поэте. Пособие издано в мягкой обложке и почти невесомо при переносе в сумке, что ценно, когда книга становится компаньоном в дороге. Любителям гаджетов понравится электронная версия пособия, созданная на основе книги маяковеда Владимира Дядичева. Электронное пособие можно приобрести в интернет-магазине издательства «Русское слово».
Празднование 125-летнего юбилея поэта – прекрасный повод оглянуться вперёд, потому что «своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго ещё нас будет ждать» – так сказала Марина Цветаева в память о нём. А мы ещё долго будем оглядываться вперед, потому что жизнь движется от настоящего к будущему. «Оглядываться вперёд» – в этих двух словах заложено всё значение творчества поэта. Владимир Маяковский универсален во все эпохи, он нужен тогда, когда надо прыгнуть выше головы, когда хочется заглянуть за поворот, в будущее.