Чем учебник отличается от других источников информации? Какими принципами руководствуется автор при создании учебника? Что можно посоветовать школьникам, интересующимся историей? На эти и другие вопросы «Русскому слову» ответил Александр Шевырёв – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России XIX – начала XX века исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, член правления Межрегиональной общественной организации «Объединение преподавателей истории», автор учебника «История России. 1801–1914».
«Первое важное качество учебника – точность фактов, – подчеркнул учёный. – Учебник отличается от других источников прежде всего тем, что в нём содержится выверенная информация». Второе важное качество учебника заключается в том, что факты систематизированы и поданы определённым образом, который облегчает понимание истории.
Перед тем, как приступить к созданию собственного учебника, историк изучил уже существующие отечественные и зарубежные учебники и сформулировал для себя основные принципы, которыми руководствовался в дальнейшей работе. «Учебник должен быть понятным, – сказал Александр Шевырёв. – Я старался не насыщать учебник датами, указывать только те даты, которые важны для понимания исторических процессов, даты, которые служат опорой для рассказа об исторических событиях и явлениях».
Ещё один важный принцип, реализованный при создании учебника – не перечислять имена через запятую: «Если я называю имя, я должен обязательно что‑то сказать о человеке, раскрыть его хотя бы в двух-трёх фразах и ни в коем случае не перечислять имена, которые и не запомнятся, и ничего не объяснят».
Напомним, учебник для 9 класса «История России. 1801–1914» Кирилла Соловьёва и Александра Шевырёва входит в линию учебников по отечественной истории, выпущенную издательством «Русское слово» под научной редакцией доктора исторических наук, профессора Юрия Петрова. При участии Александра Шевырёва к учебнику изданы хрестоматия, рабочая тетрадь, атлас и контурные карты. В состав УМК также входят методическое пособие и текущий и итоговый контроль.
В завершение разговора Александр Шевырёв посоветовал ученикам, интересующимся историей, больше читать: «История – это такая наука, которая требует поглощения огромной массы информации, но читать нужно не всё подряд. Читать нужно то, что интересно, что отвечает на ваши вопросы... Кроме того, читать нужно системно: после того, как вы прочитаете книгу одного историка, можно прочитать об этом же книгу другого историка, чтобы сопоставить разные точки зрения. Хорошо бы, как прочитали книгу о каком-то событии, почитать о том, что вокруг. Например, вас заинтересовала Отечественная война 1812 года, вы прочитали несколько книг. Затем можно почитать о том, что было после: о заграничных походах, о русско-европейской дипломатии после окончания наполеоновских войн, о декабристах».
Ознакомиться с учебниками и пособиями «Русского слова» по истории, а также выбрать дополнительную литературу для чтения (например, книги из серий «Школьная историческая библиотека», «Путешествие в историю», «История в лицах» и др.), можно на сайте издательства и в официальном интернет-магазине.