25 июля 2019 года исполняется 90 лет со дня рождения Василия Макаровича Шукшина. И хотя он всё ещё наш современник, вот уже полвека — безусловный классик. Может быть, после Чехова он наш главный рассказчик, вернувший в малую форму большое содержание.
На примере Шукшина отчётливо видно, что деревенская проза — это шире, чем про деревню. Это по-прежнему про нас с вами. Про то, что мешает человеку быть самим собой, про утрату искренности и чуткости в наших отношениях, про потерю нравственных ориентиров и тоску по идеалу. Да и деревня для русского человека — нечто большее, чем населённый пункт. Во многом именно она — отправная точка национального самосознания, колыбель народной культуры, наше общее детство. Мы взрослеем и переезжаем в город, как это сделал когда-то Шукшин, покинув родные Сростки. Но Сростки не покинули Шукшина — он сохранил память рода и чувство корней, без которых, как известно, невозможно «самостоянье человека».
«Самостоянье» Василия Макаровича — писателя, режиссёра, актёра, педагога, мужа и отца — часто утверждалось вопреки жизненным обстоятельствам. Не случайно возникает ощущение, что он почти всегда жил на пределе возможностей, словно не задумываясь ни о чём, кроме страстной жажды открыть и показать правду. А может быть, он безотчётно торопился всё успеть за те годы, что были отведены ему на земле?
Он ушёл в самом расцвете творческой зрелости — сорокапятилетним. Не выдержало сердце. И сейчас, вглядываясь в ту эпоху, мы невольно чувствуем закономерность совпадений: в первой половине семидесятых годов прошлого века была перевёрнута очень важная страница отечественной словесности. Буквально друг за другом уходят из жизни Николай Рубцов, Александр Вампилов и Василий Шукшин. Поэт, драматург и прозаик. Навсегда молодые, горячие, сердечные и крепко связанные с нашей тысячелетней историей. Всё ещё современники — и давно уже безусловные классики.