Кто из нас, знакомясь в 5 классе с историей Древнего мира, не рассматривал карты великих государств прошлого, представляя себя знаменитым полководцем, отважным путешественником или учёным, которому подвластны все тайны исчезнувших народов? Для большинства людей это увлечение остаётся лишь эпизодом далёкого детства, но для некоторых становится судьбой. Так рождаются будущие исследователи, государственные деятели… и учителя истории.
В наши дни владение картографическими знаниями и умениями является важным требованием ФГОС к результатам образования выпускника школы.
Выполнение этого требования обеспечивает новый атлас «Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса, выпущенный издательством «Русское слово» в начале 2020 года. В нём представлены карты, отражающие процессы политического, экономического и культурного развития человечества с момента его возникновения до крушения Западной Римской империи.
При подготовке атласа была проведена большая исследовательская работа как автором-составителем, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником кафедры истории Древнего мира исторического факультета МГУ Владимиром Олеговичем Никишиным, так и сотрудниками Картографического центра и Центра историко-обществоведческих дисциплин издательства.
«В новом атласе по истории Древнего мира удачно подобраны картографические основы. Масштабный ряд карт выбран таким образом, что все карты легко сопоставимы друг с другом. Компоновка разворотов позволяет сравнить и сопоставить природно-климатические особенности древних государств, судьбу одной и той же территории в разные исторические периоды. Для атласа разработан свой уникальный набор наглядных способов изображения событий (условные знаки). Атлас содержит также синхронистическую таблицу, схемы и иллюстрации, раскрывающие и дополняющие содержание карт и обеспечивающие комплексный подход к подаче информации», — отметила Ирина Старкова, ведущий специалист Картографического центра издательства «Русское слово».
Новый атлас по истории Древнего мира является полноценной составляющей учебно-методического комплекса и выступает как самостоятельный инструмент организации образовательного процесса.
Для выполнения практических заданий к атласу подготовлен к изданию комплект контурных карт. Комплексное использование атласа и контурных карт в дополнение к учебнику на уроках истории позволяет успешно развивать у учащихся метапредметные умения и навыки.