Волонтёрство для школьника — это возможность быть вовлечёнными в общество и влиять на него. Волонтёрство — мощный инструмент социальных перемен, культурного и экономического роста. Прививать желание взаимопомощи необходимо с самого раннего возраста. Чрезвычайно важно создавать школьникам среду для возможности помочь нуждающимся. Добровольчество — это колоссальный ресурс для успешной социализации ребенка, а для многих оно может стать дорогой в будущую профессию.
Развитие добровольчества в общеобразовательных организациях и интеграцию школьных волонтёрских отрядов в общее добровольческое сообщество обсудили на заседании рабочей группы в Общественной палате РФ.
«Добровольчество в общеобразовательных организациях развивается не просто. Поэтому тема заседания особенно актуальна, — отметила руководитель Центра социализации, воспитания и дополнительного образования издательства «Русское слово», ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» Хмайра Загладина. — В волонтёрские практики вовлечено 1,9% обучающихся. То есть добровольчество в массовой школе не стало потребностью для большинства. Наши исследования, которые мы проводим с 2010 года в 14 субъектах РФ, показывают, что волонтёрские практики в массовой общеобразовательной школе используются пока ещё очень ограниченно».
Хмайра Загладина рассказала о развитии добровольчества в школе, оценила риски и перспективы.
Плюсы волонтёрской деятельности, которые активизируют социальную активность школьников:
1. Приобретение опыта работы в коллективе (команде). Волонтёрство, несомненно, помогает школьникам получить этот опыт, важный для эпохи интенсивных коммуникаций.
2. Создание разновозрастных команд.
3. Самовыражение в различных видах волонтёрской деятельности (каждый выбирает её исходя из своего опыта, интереса, будущей профессии и т.д.).
4. Развитие творческих способностей, лидерства, личностных качеств, умения работать в команде.
В ходе заседания обсуждались также: опыт работы экспериментальных площадок школ по развитию добровольчества; факторы, тормозящие развитие добровольчества в общеобразовательных организациях; меры, необходимые для активизации развития волонтёрства в школах и его интеграции в общее добровольческое сообщество.
Издательство «Русское слово» представило две серии пособий:
— «Дорогою добра», курс, разработанный в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к организации внеурочной деятельности в основной школе, который открывает для школьников возможность проявить инициативу, раскрыть свой творческий потенциал и лидерские качества, ощутить причастность к общественно значимым делам;
— «Волонтёрство: шаг за шагом», курс по развитию волонтёрского движения в организациях, реализующих программы среднего профессионального образования.
Важнейшим ресурсом добровольчества Хмайра Загладина также назвала родителей. Именно работа с родителями может быть залогом успеха. Важнейшее звено в выстраивании инфраструктуры добровольчества в школе — это родительские клубы, собрания, проведение совместных с детьми волонтёрских акций и благотворительных ярмарок, семейное волонтёрство и т.д.