Календарь образовательных событий, или как сохранить историческую память?
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку новостей
09.04.2020
Календарь образовательных событий, или как сохранить историческую память?

Память… Как личные воспоминания одного человека или нескольких людей связаны с памятью народной, коллективной? Можно ли повлиять на процесс формирования коллективной памяти? Учёные объясняют, что коллективная память нации формируется с помощью специальной политики – политики памяти, или коммеморации. В этом процессе активно задействованы школьные учебники и уроки истории, государственные праздники, памятники и музеи, произведения искусства. Так, например, Министерство просвещения ежегодно направляет руководителям системы образования в регионах Календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, чтобы приобщить подрастающее поколение к родной истории, привить ему уважение к культурным ценностям своего народа. Школам рекомендуется включать эти события в программы обучения. Календарь образовательных событий можно считать новым педагогическим средством воспитания гражданской идентичности школьников, а вместе с ней – исторической памяти и культуры коммеморации.

Список памятных дат, к которым в календаре приурочены образовательные события, весьма значителен и, разумеется, включает День Победы, празднованию которого традиционно отводится особое место в школьной жизни. Нередко в школах и учреждениях дополнительного образования складываются собственные традиции проведения тематических уроков, внеклассных часов, социокультурных акций и проектов.

Однако с каждым годом всё более сложным становится проведение такого образовательного события ко Дню Победы, которое было бы способно сохранять связь времён и поколений, затрагивать чувства современных школьников. Сегодня участников той войны уже почти не осталось в живых, и всё меньше остается с нами «детей войны», прабабушек и прадедушек нынешних школьников, а ведь именно они сейчас являются хранителями памяти о суровой реальности войны и о долгожданном Дне Победы 9 мая 1945 года. Зачастую в современных условиях при организации праздников на первый план выходят зрелищные мероприятия, исторические перфомансы и карнавалы, военные реконструкции. Вместе с тем, жизненный опыт людей старшего поколения, их воспоминания о войне бесценны своей реалистичностью и искренностью. Размышления над рассказами и записями интервью с представителями этой возрастной группы могут быть положены в основу школьных мероприятий, посвящённых юбилею Победы, и помочь современным детям и подросткам понять, какое место День Победы занимает в сердцах людей старшего поколения, с какими чувствами они встречают очередные годовщины Победы, какие современные атрибуты этого праздника они приемлют, а какие – нет.

Тематические уроки к Календарю образовательных событий: методическое пособиеВ помощь учителям, сталкивающимся с обозначенными выше проблемами, выпущены пособия и рекомендации, позволяющие учесть реалии современной жизни и главные задачи гражданско-патриотического воспитания молодежи. Одна из таких книг – методическое пособие «Тематические уроки к Календарю образовательных событий» авторов О.Ю. Стреловой, Е.Е. Вяземского, Т. В. Болотиной, опубликованная издательством «Русское слово». Авторы пособия на примерах дат, включённых в Календарь образовательных событий на текущий учебный год, представляют педагогам научно-обоснованные и экспериментально проверенные способы подготовки тематических уроков, в том числе уроков, посвящённых Дню Победы. Материал каждой темы для удобства учителя представлен по общему плану и включает следующие содержательные блоки:

1. Памятная дата и необходимая информация по ней.

2. Тезаурус темы (словарь актуальных понятий).

3. Сценарий памятного мероприятия и методические рекомендации.

4. Список литературы и источников, включая ресурсы Интернета.

5. Краткая справка о памятных днях и мемориальных практиках в других странах мира, если такие аналоги существуют.

Ключевая задача учителя при подготовке тематического урока – направить мыслительную и познавательную активность учащихся в русло осмысления проблем, связанных с тематикой обсуждаемого события. Методические рекомендации показывают, как этот принцип может быть реализован с помощью разных источников, форм и способов познавательной деятельности школьников, включая дискуссии, проекты и исследования, игры и виртуальные экскурсии.

«Историческая память не может сохраняться и передаваться как военный трофей или эстафетная палочка», – уверена Ольга Стрелова, один из авторов методического пособия «Тематические уроки к Календарю образовательных событий». Чтобы историческая память была эффективным компонентом личностного самосознания и национальной солидарности, важно в образовательном процессе создать условия для её осмысленного созидания, и роль педагога в решении этой задачи является определяющей.

ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
Все вебинары