В современном мире, в связи с интенсивным развитием науки и ростом промышленных технологий, сложилась следующая ситуация. С одной стороны, научно-технический прогресс — это, бесспорно, развитие цивилизации и переход ее на новый уровень, с другой же — огромные опасности для населения и окружающей среды. И, к сожалению, количество техногенных и социальных чрезвычайных ситуаций, вызванных деятельностью человека, с годами лишь увеличивается. Не проходит дня, чтобы СМИ не поведали об очередной аварии, катастрофе, опасном природном явлении. В большинстве случаев возникновение чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека, зачастую они происходят из-за элементарного несоблюдения правил безопасности — либо из-за незнания, либо из-за пренебрежения ими. Для того чтобы понимать, как вести себя в экстремальной ситуации, как помочь себе и окружающим, в школах был введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». В 2012 году ему исполнилось 20 лет.
Данный курс в первую очередь был необходим для получения российскими школьниками основных навыков взаимодействия с окружающей средой и людьми, формирования ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих и культуры безопасного поведения, навыков по оказанию помощи пострадавшим, правил поведения в экстремальной ситуации.
Курс вошел в систему мероприятий, которые проводятся в целях защиты населения от последствий аварий, опасных природных явлений и стихийных бедствий, военных действий и катастроф.
Большую роль в формировании данного предмета, наряду с Министерством образования РФ, сыграло МЧС и, в частности, созданный 1 января 2009 года на базе ВНИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России научно-исследовательский центр «Культура безопасности жизнедеятельности».
Один из отделов центра — «Обучение подрастающего поколения» — занялся разработкой программ и методик в данной области, а также определением задач воспитания школьников.
Совместно с издательством «Русское слово» научно-исследовательским центром ФГУ ВНИИ ГО ЧС была разработана новая линия учебников и пособий по «Основам безопасности жизнедеятельности», выпущенных издательством «Русское слово» для начальной школы и 7, 8, 9 классов основной школы. Завершают линию УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» учебники для 10 и 11 классов.
Пособия для начальной школы предназначены для внеурочной деятельности и самостоятельной работы школьников. Книги оформлены с учетом юного возраста учащихся, яркие красивые рисунки привлекают внимание детей, а изложение материала в виде небольших стихотворений превращает урок в увлекательное занятие. Очень удачно введение в качестве помощника для проведения занятий юного спасателя Мити, который предупреждает детей об опасности и рассказывает, как ее можно избежать.
Для лучшего усвоения материала школьникам предложено раскрасить картинки, изображающие различные ситуации, и ответить на вопросы.
Все уроки построены в игровой форме, обеспечивающей легкое и простое усвоение нового материала. Пособия оформлены таким образом, что, выполняя задания, ученик должен не только представить описываемую ситуацию, но и предвидеть, чем она может закончиться. За каждое выполненное задание ученики награждаются орденом или медалью, в зависимости от того, самостоятельно они выполняли задание или с чьей-то помощью.
В учебниках для основной общеобразовательной школы разбираются опасные и чрезвычайные ситуации техногенного и природного характеров, а также связанные с деятельностью человека.
Во всех учебниках применено модульное построение параграфов.
Первый модуль — это обязательный для прочтения материал. Отдельно выделены основные правила, которые необходимо запомнить.
Включение в учебник информации исторического и познавательного характера — второй модуль — вызывает интерес к изучаемому предмету и значительно повышает интеллектуальный уровень учащихся. В учебниках много красочных, хорошего качества фотографий, изображающих различные чрезвычайные ситуации. Иллюстрации поясняют материал, даваемый в параграфах, акцентируя внимание на сложных вопросах, помогая лучше запомнить прочитанное. В конце учебника даются пояснения ко всем новым словам и выражениям.
Для проверки усвоения материала в конце каждого параграфа расположены три группы вопросов: в первой содержатся вопросы, ответить на которые можно, внимательно прочитав текст параграфа. Над вопросами второй группы необходимо подумать и сформулировать правильный ответ. Третья группа вопросов подразумевает самостоятельную работу с дополнительными источниками информации.
Подобное построение параграфов, а также разноуровневые вопросы и задания позволят учителю дифференцированно подойти к работе с учащимися, а школьников научат анализировать прочитанное, сравнивать события и факты и делать выводы.
В 7 классе изучаются чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, извержения вулканов, наводнения и цунами, ураганы, падения метеоритов, оползни и обвалы и т.п. В качестве дополнительного материала, с целью заинтересованности учащихся и расширения их кругозора, рассказывается о величайших природных катастрофах прошлого. Картины известных художников, такие, как «Последний день Помпеи» К.П. Брюллова, «Девятый вал» А.К. Айвазовского и др., служат прекрасным дополнением к тексту. Также в учебнике подробно разбирается обеспечение личной безопасности, включая способы выживания на природе, опасные ситуации в быту и поведение на улице. Авторы останавливаются и на том, как вести себя, если несчастный случай все же произошел. Затрагиваются и проблемы здорового образа жизни человека.
В 8 классе речь идет о катастрофах техногенного характера: авариях на гидротехнических сооружениях, пожаровзрывоопасных, радиационно, химически и биологически опасных объектах, авариях на всех видах транспорта. Описываются средства индивидуальной защиты и способы обеспечения безопасности в обществе. Разбирается влияние человека на окружающую среду. Авторы продолжают рассказывать об оказании первой помощи и значении соблюдения здорового образа жизни, начатых в учебнике 7 класса.
Учебник для 9 класса посвящен чрезвычайным ситуациям социального характера и вопросам личной безопасности в обществе. Главной особенностью таких ситуаций является то, что опасность исходит от других людей. Авторы подробно останавливаются на том, как не попасть в секту, не стать игроманом или не начать незаметно для себя употреблять наркотики, знакомят учащихся с государственной системой, которая борется с подобными ситуациями и помогает пострадавшим от них людям. Знания по оказанию первой помощи дополняются информацией о проведении сердечно-сосудистой реанимации, действиями в случае электротравмы, утопления или попадания инородного тела в организм человека. Учебник дополнен разделом, включающим в себя вопросы гармоничного взаимодействия человека и общества, совершенствования творческих способностей и нравственных качеств.
В 10 классе основной акцент сделан на изучении причин и последствий чрезвычайных ситуаций, а также правильных действий при их возникновении, затронуты вопросы обеспечения экологической безопасности, защиты от опасных социальных явлений. Авторы продолжают работу по формированию навыков оказания первой помощи при травмах различного характера.
В 11 классе изучаются причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера, порядок действий при их возникновении, разбираются правила экологической безопасности. Продолжается разговор о здоровом образе жизни и оказании первой медицинской помощи при несчастных случаях.
МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ учебников направлен на формирование личности с высоким уровнем культуры безопасности жизнедеятельности.
В СОСТАВ УМК ВХОДЯТ: программа, рабочая программа, учебник, методические рекомендации к учебнику, рабочая тетрадь, контрольно-измерительные материалы, электронное приложение к учебнику.
Все учебники и учебные пособия рекомендованы МЧС России к использованию в учебном процессе.
Учебники прошли экспертизу в РАН и РАО и включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.