Лето, тепло и детский отдых – это ещё и время, когда родителям нужно думать о безопасности детей, которые гуляют у реки или в лесу, а детям помнить всё, чему учат на уроках экологии и ОБЖ в школе. В жаркую погоду даже от маленького костра или просто спички может разгореться большой лесной пожар.
Сейчас в России огнём охвачено 40 тыс га леса. Как сообщает МЧС, сильнее всего пострадало Забайкалье, где горит 18 тыс га. Площадь пожаров в Иркутской области — 10 тыс га. Почти 7 тыс га леса полыхает в Курганской области; 1,7 тыс — в Тыве; 1,4 тыс — в Амурской области.
Возгорания зафиксированы почти во всех регионах Дальнего Востока, в Бурятии, на Алтае, в Тюменской и Кировской областях, в Башкирии, Коми, Карачаево-Черкесии.
Ежегодно от пожаров страдает в среднем до 10–15 млн га леса. В отдельные годы выгорает до 30–40 млн га леса (площадь, приблизительно равная территории Польши). Лесной пожар наносит огромный ущерб природе: исчезают места обитания диких животных, уничтожаются ценные лесные массивы.
Особенно возрастает опасность пожара в жаркую, сухую погоду. От одной брошенной спички может вспыхнуть лежащая на земле сухая хвоя — самый горючий материал в лесу. Детей с малого возраста учат, что спички не игрушки. В игровой форме малышам рассказывают о природе при помощи серии книг-игрушек «Отгадай, поиграй!» — «Разноцветный мир лесной», «Что где растёт», серии «Энциклопедия для самых маленьких» — «Планета Земля» и «Вселенная». Есть также серия развивающих тетрадей «Я люблю свою страну», «Я люблю свою планету».
Экология — это не только предмет в школе, в ней наша жизнь — воздух, которым мы дышим, земля, которая дарит вкусные овощи и фрукты, вода и её количество на планете Земля.
Беречь родной край учит серия книг издательства «Русское слово» «Россия — наш общий дом». В увлекательной и познавательной форме даются детям правила поведения на природе в УМК «Азбука безопасной и здоровой жизни». Экологической грамотности учит новая линия учебников по окружающему миру для 1–4 классов, которая вошла в обновлённый федеральный перечень.
И если младших классах на уроках учат, в большей степени, как предотвратить опасные ситуации, в том числе и лесные пожары, то в старших классах учащиеся узнают, как бороться с последствиями.
Лесные пожары часто возникают по вине человека. Причиной их может быть брошенная в лесу сигарета, непотушенный костёр. Однако не во всех лесных пожарах повинен человек. Леса горели и в очень давние времена, задолго до появления людей на Земле. Например, их поджигала молния. Пожары после грозы возникают и в наши дни.
Курс экологии для 10–11 классов состоит из учебника в печатной и электронной формах, рабочей тетради и методического пособия. В старших классах школьники уже на практике могут заботиться о природе, для этого устраиваются субботники, мероприятия по сохранению и восстановлению растений и леса, подробно изучают, как можно ускорить процесс зарастания пожарища, что нужно предпринять для уменьшения количества лесных пожаров.
«Глаза боятся, голова думает, а руки ничего не делают» — против этого выступают учителя экологии. Они, как и учебники по экологии издательства «Русское слово», учат всё-таки что-то делать. Для экологии важен каждый вклад человека: выключенная лампочка и сбереженное электричество, сэкономленная пресная вода, раздельный сбор мусора, посаженное дерево, накормленная птица.