- О комплексе
- Учителю
- Ученику
В данном разделе размещены методические разработки уроков или отдельных тем, осуществлённые на основе УМК по истории издательства «Русское слово». Некоторые из них, например вводные и заключительные уроки по каждому курсу, созданы с элементами интерактива и могут быть использованы в классе при наличии электронной доски. Кроме того, здесь будут размещаться наиболее удачные методические разработки учителей – победителей конкурсов издательства «Русское слово», а сам сайт может стать площадкой для обмена опытом.
Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных педагогов!
6 класс
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
---|---|---|
Актуализация знаний. |
Вопросы учителя к ученикам: 1. Что такое история? Что она изучает? Вспомните, что мы изучали в 5-м классе? 2. Какие виды исторических источников вам известны? |
Вспоминают, что история – это наука, которая изучает прошлое. Называют цивилизации Древнего мира, которые запомнили из курса 5 класса. Есть разные виды источников, письменных, устных, вещественных, в том числе изобразительные. |
Изучение нового материала. |
Рекомендует рассмотреть первый форзац учебника, представленные на нём изображения людей той эпохи, памятники архитектуры и старинные вещи, ленту времени и карты, а затем вернуться к беседе: Что мы будем изучать в 6 классе? |
Находят карты, линию времени, реконструкции древнерусских людей, старинные вещи, предметы быта, памятники архитектуры. Ответы учеников: Мы будем изучать историю России в самый древний период. Тогда государство называлось Русь. Мы будем изучать то, как менялась его территория, какие люди там жили и чем они занимались. Так же мы узнаем, какие памятники они оставили после себя. |
Работа с форзацами. |
Посмотрите на линию времени на форзаце. Какую эпоху мы с вами изучали в прошлом году? Что будем изучать теперь? Где на линии времени находится эта историческая эпоха? Для более детального изучения этих карт можно обратиться к страницам атласа для 6 класса (стр. 8 и 9). * Опираясь на линию времени и заголовок форзаца («Русь в IX – XIII веках»), попробуйте подсчитать, когда примерно началась история нашей страны. |
Ответы учеников: В прошлом году мы изучали Древний мир, наша страна возникла значительно позже многих древних государств. Сейчас мы будем изучать Средние века. В этот период укладывается и история России с древнейших времён до начала XVI века. * Более тысячи лет назад. |
Сравните две представленные на форзаце карты. Какую территорию занимало государство Русь (Древняя Русь)? Какие реки протекали по ней? Какие города расположены на территории Древней Руси? Какие из них существуют и сейчас? На карте есть города, которые сейчас расположены в других странах. Как вы думаете, какие это города? Как вы думаете, почему территория Древней Руси на двух картах обозначена по-разному? * Какие территории на правой карте сейчас являются частью России? |
Ответы учеников: Государство Русь занимало территорию от Балтийского до Чёрного морей, по её территории протекали реки Днепр, Волга, Припять, Южный Буг и другие. На территории Древней Руси располагались города Смоленск, Новгород, Псков, Ростов, Смоленск, Киев, Полоцк. Все они существуют и сейчас. Киев и Полоцк находятся не в России. Киев – на Украине, Полоцк в Белоруссии (здесь возможна подсказка учителя). На первой карте мы видим единое Древнерусское государство. На второй – его разделение на разные земли, со своими центрами и границами. * Рязанская, Смоленская, Суздальская, Новгородская земли. |
|
Рассмотрите реконструкции (рисунки) людей на первом форзаце. Как вы думаете, чем они занимались? Как назывались их профессии? Сравним наши ответы с текстом с интерактивного форзаца на сайте. * Как вы думаете, почему одни люди расположены ниже (крестьянка, кузнец), а другие выше (дружинник, князь и княгиня)? |
Ответы учеников: Князь и княгиня. Князья правили, судили и командовали войском на войне. Русский воин, дружинник. Сражался, защищал наши земли от врагов. Кузнец. Ковал необходимые в хозяйстве вещи, оружие, доспехи. Крестьянки. Занимались земледелием, выращивали хлеб, зерновые, овощи. Составляли основу населения. Были обязаны платить князю дань. Смотрим, сравниваем, обсуждаем. * Потому что именно князья управляли государством. Помогали им в этом дружинники. Ремесленники и крестьяне должны были подчиняться воле князя |
|
Закрепление изученного. |
Учитель совместно с учениками записывает / проговаривает основные выводы по итогам урока:
|
|
Домашнее задание. | Для предварительного чтения §1. | Записывают номер параграфа и форму изучения: предварительное чтение. |
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс