История. Учителю. Примеры уроков
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Примеры уроков


В данном разделе размещены методические разработки уроков или отдельных тем, осуществлённые на основе УМК по истории издательства «Русское слово». Некоторые из них, например вводные и заключительные уроки по каждому курсу, созданы с элементами интерактива и могут быть использованы в классе при наличии электронной доски. Кроме того, здесь будут размещаться наиболее удачные методические разработки учителей – победителей конкурсов издательства «Русское слово», а сам сайт может стать площадкой для обмена опытом.
Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных педагогов!

6 класс

Урок по истории. 6 класс
Вступление
Заключение
Тема урока:
Введение в курс истории России
Тип урока:
урок освоения новых знаний и учебных действий.
Цели урока:
формирование общих представлений о курсе «История России», периодизации российской истории, общих представлений о территории (в том числе её соотнесение с территорией современной России), социальном устройстве Древней Руси и древнерусской культуре. Актуализация знаний о видах и типах исторических источников применительно к древнерусской истории.
Оборудование:
учебник, тетрадь, атлас, карта, сайт линии учебников по истории издательства «Русское слово» (раздел с интерактивными форзацами).
План урока:
1. Что такое история, что она изучает?
2. Обсуждение изобразительных источников.
3. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение новой темы: работа с форзацами учебника, ответы на вопросы учителя, сравнение ответов с текстом на сайте, обсуждение.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Актуализация знаний. Вопросы учителя к ученикам:
1. Что такое история? Что она изучает? Вспомните, что мы изучали в 5-м классе?
2. Какие виды исторических источников вам известны?
Вспоминают, что история – это наука, которая изучает прошлое.
Называют цивилизации Древнего мира, которые запомнили из курса 5 класса.
Есть разные виды источников, письменных, устных, вещественных, в том числе изобразительные.
Изучение нового материала. Рекомендует рассмотреть первый форзац учебника, представленные на нём изображения людей той эпохи, памятники архитектуры и старинные вещи, ленту времени и карты, а затем вернуться к беседе:
Что мы будем изучать в 6 классе?
Находят карты, линию времени, реконструкции древнерусских людей, старинные вещи, предметы быта, памятники архитектуры.

Ответы учеников:
Мы будем изучать историю России в самый древний период. Тогда государство называлось Русь. Мы будем изучать то, как менялась его территория, какие люди там жили и чем они занимались. Так же мы узнаем, какие памятники они оставили после себя.
Работа с форзацами. Посмотрите на линию времени на форзаце. Какую эпоху мы с вами изучали в прошлом году? Что будем изучать теперь? Где на линии времени находится эта историческая эпоха?
Для более детального изучения этих карт можно обратиться к страницам атласа для 6 класса (стр. 8 и 9).

* Опираясь на линию времени и заголовок форзаца («Русь в IX – XIII веках»), попробуйте подсчитать, когда примерно началась история нашей страны.
Ответы учеников:
В прошлом году мы изучали Древний мир, наша страна возникла значительно позже многих древних государств. Сейчас мы будем изучать Средние века. В этот период укладывается и история России с древнейших времён до начала XVI века.





* Более тысячи лет назад.
Сравните две представленные на форзаце карты.
Какую территорию занимало государство Русь (Древняя Русь)? Какие реки протекали по ней? Какие города расположены на территории Древней Руси? Какие из них существуют и сейчас? На карте есть города, которые сейчас расположены в других странах. Как вы думаете, какие это города? Как вы думаете, почему территория Древней Руси на двух картах обозначена по-разному?
* Какие территории на правой карте сейчас являются частью России?
Ответы учеников:
Государство Русь занимало территорию от Балтийского до Чёрного морей, по её территории протекали реки Днепр, Волга, Припять, Южный Буг и другие.
На территории Древней Руси располагались города Смоленск, Новгород, Псков, Ростов, Смоленск, Киев, Полоцк. Все они существуют и сейчас. Киев и Полоцк находятся не в России. Киев – на Украине, Полоцк в Белоруссии (здесь возможна подсказка учителя).
На первой карте мы видим единое Древнерусское государство. На второй – его разделение на разные земли, со своими центрами и границами.



* Рязанская, Смоленская, Суздальская, Новгородская земли.
Рассмотрите реконструкции (рисунки) людей на первом форзаце.
Как вы думаете, чем они занимались? Как назывались их профессии?

Сравним наши ответы с текстом с интерактивного форзаца на сайте.



* Как вы думаете, почему одни люди расположены ниже (крестьянка, кузнец), а другие выше (дружинник, князь и княгиня)?
Ответы учеников:
Князь и княгиня. Князья правили, судили и командовали войском на войне.
Русский воин, дружинник. Сражался, защищал наши земли от врагов.
Кузнец. Ковал необходимые в хозяйстве вещи, оружие, доспехи.
Крестьянки. Занимались земледелием, выращивали хлеб, зерновые, овощи. Составляли основу населения. Были обязаны платить князю дань.
Смотрим, сравниваем, обсуждаем.

* Потому что именно князья управляли государством. Помогали им в этом дружинники. Ремесленники и крестьяне должны были подчиняться воле князя
Закрепление изученного. Учитель совместно с учениками записывает / проговаривает основные выводы по итогам урока:
  1. История Древней Руси включается в период Средних веков, длившийся в V – XV вв. Начальный период истории Древней Руси охватывает IX – XIII вв.
  2. Древняя Русь занимала территорию от Балтики до Черного моря. Ныне это территория трёх государств (России, Украины, Белоруссии).
  3. Древняя Русь сложилась как единое государство, но затем разделилась на отдельные княжества. Территория современной России – это Суздальская, Рязанская, Смоленская и Новгородская земли.
  4. В Древней Руси жили князья, дружинники, ремесленники, крестьяне. Князья управляли государством, опираясь на дружинников, ремесленники и крестьяне подчинялись им.
  5. В Древней Руси большую роль играла христианская религия – православие. В городах строились храмы, в монастырях переписывались книги. Лишь немногие из этих памятников дошли до наших дней.
Домашнее задание. Для предварительного чтения §1. Записывают номер параграфа и форму изучения: предварительное чтение.
Вопросы, помеченные *, задаются в зависимости от подготовленности класса и наличия учебного времени. Ответы на них могут даваться с подсказкой учителя

7 класс

Раздел находится в разработке

8 класс

Раздел находится в разработке

9 класс

Раздел находится в разработке

10 класс

Раздел находится в разработке