Две других проблемы, вытекающие из первой и взаимосвязанные между собой, – это проблема эмоционального восприятия школьниками истории войны и проблема межпредметных связей, в первую очередь курсов истории и литературы. Последний отводит немало времени изучению произведений о войне, однако хронологически это порой трудно совместить с соответствующими разделами курса по истории.
В этой ситуации, учитывая ограниченность учебного времени, учителю истории рекомендуется использовать на уроках соответствующие отрывки литературных произведений, ярко и образно характеризующих настроения общества или даже суть изучаемых событий. Примеры такой организации учебного материала представлены в учебнике по истории России 1914 – начала XXI в. В.А. Никонова и С.В. Девятова.
Казалось, что лавина злая
Сметёт Москву и мир затем,
И заграница, замирая,
Молилась на Московский Кремль.
Из этого четверостишия может быть сформулирована главная учебная задача урока: «Почему итоги Московской битвы имели значение не только для исхода войны на советско-германском фронте, но и для всей Второй мировой войны?». Отвечая на этот вопрос в ходе работы на уроке, обучающиеся вспоминают, что вермахт не знал поражений до битвы за Москву. Последовательно рассматривая этапы битвы, они осознают, какие усилия, моральные и физические, были приложены советскими солдатами и офицерами, чтобы не только остановить врага у стен столицы, но и обратить его в бегство. Впервые с момента начала войны немецко-фашистские войска были разгромлены и это показало всему миру, что исход сражений против захватчиков не только для Красной армии, но и для других стран может быть иным, нежели ранее. В связи с этим моральное значение победы под Москвой было не меньшим, чем военное.
Реализация подобного подхода позволит обострить эмоциональные переживания обучающихся, не сводя их лишь к усвоению фактической канвы событий, будет способствовать у них выработке эмпатии в отношении страданий и подвигов советского народа.
Последнее также может развиваться и усиливаться через обращение к образам сверстников современных обучающихся, которые внесли свой активный вклад в победу над фашизмом, участвуя в боевых действиях или самоотверженно трудясь в тылу. В вышеуказанном учебнике, конечно же, есть подобные примеры, однако аспект этот, несомненно, можно расширить за счёт привлечения дополнительной литературы и иных ресурсов. Для советских школьников с этой целью готовились целые серии книг-брошюр о пионерах-героях, бывшие весьма популярными. Современным учащимся можно рекомендовать для прочтения такие произведения, как «Улица младшего сына» (Л.А. Кассиль, М.Л. Поляновский), «Партизанка Лара» (Н. Надеждина), «Повесть о Зое и Шуре» (Л.Т. Космодемьянская), «Молодая гвардия» (А.А. Фадеев), «Это было под Ровно» (Д.Н. Медеведев), «Сын полка» (В.П. Катаев), многие из которых переиздаются и сейчас.
Их содержание может стать предметом реферата одного из обучающихся или дискуссии на уроке или в ходе классного часа. Для подготовки к ним в качестве дополнительного материала может быть использован раздел «Дети войны» из мультимедийного диска «Священная война». Для младших школьников с той же целью можно рекомендовать книгу «Всё для Победы».