Ирина Шульгина: Нельзя не помнить, или «Ёлочкино богатство» в блокадном Ленинграде
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Ирина Шульгина: Нельзя не помнить, или «Ёлочкино богатство» в блокадном Ленинграде 09.05.2020

Ирина Шульгина: Нельзя не помнить, или «Ёлочкино богатство» в блокадном Ленинграде

Я родилась и выросла в Ленинграде и очень долго не могла называть свой любимый город Санкт-Петербургом. Видимо, это связано не только с воспоминаниями о моём детстве, но и с памятью о той любви, которую мне всегда дарила моя бабушка Настя, пережившая вместе с моим отцом годы блокады в Ленинграде. Она нечасто вспоминала эти дни, они были очень тяжелые, а я была в том возрасте, в каком мой отец стал ребёнком блокадного города.

Бабушка была очень сильной женщиной, ведь совсем недавно, в финскую войну (1939 г.), она потеряла мужа. Следующая беда настигла её одну с маленьким ребенком на руках. Рассказы бабушки не были частыми и долгими, но всегда были до боли проникновенными. До сих пор её спокойный голос звучит из моего детства. «Мы три раза ложились умирать и три раза нас спасали», – эти её слова и сейчас у меня вызывают слёзы. А как ребенок семи лет мог понять, что он ложится умирать? И ещё я не могла понять, как можно умирать три раза…

Довоенная новогодняя ёлкаЧаще всего бабушка вспоминала довоенный Новый год, наряженную елку; рассказывала, что тогда не было ёлочных игрушек и ёлку украшали конфетами в красивых фантиках, орешками в золотой бумаге, фигурными пряниками на верёвочках. Глядя на нашу усыпанную игрушками большую ёлку, которую папа всегда наряжал для нас с братом, мне было странно это слышать. А потом бабушка говорила, что та «волшебная ёлочка» спасла им жизнь, и начинала вновь вспоминать, как они с папой, из последних сил разбирая новогодние игрушки и мишуру в большой коробке, нашли украшения с ёлки: пять «золотых» орешков, два пряника и штук шесть конфет. Это было спасением! Тщательно измельчив «ёлочкино богатство», бабушка замешала его в размягчённый столярный клей (сваренный из костей и жил животных клей остался от дедушки, трудившегося до войны столяром-краснодеревщиком) – и понемногу стала кормить им папу. Так они продержались три дня, до наступления нового месяца, когда на фабрике бабушке, работавшей на фронт и Победу, выдали паёк.

И действительно, Победа была не за горами!

Жизнь продолжалась, а я ждала следующего Нового года и рассказа своей любимой бабушки… 

Салют в Ленинграде в честь снятия блокады

Салют в Ленинграде в честь снятия блокады. Фото: culture.ru

Ирина Борисовна Шульгина – кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель России, методист Центра социализации, воспитания и дополнительного образования издательства «Русское слово», один из авторов УМК «Дорогою добра» и «Волонтёрство: шаг за шагом», выпущенных издательством «Русское слово».

Другие материалы издательства «Русское слово» с воспоминаниями о Великой Отечественной войне собраны здесь.


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: