Марианна Кудина: «Наша задача при создании учебника была научить детей учиться, причём учиться всю жизнь…»
Развиваем, сохраняя традиции...
Электронная образовательная среда (ЭОС) «Русское слово»

Новинки

Новости


Марианна Кудина: «Наша задача при создании учебника была научить детей учиться, причём учиться всю жизнь…» 19.05.2020

Марианна Кудина: «Наша задача при создании учебника была научить детей учиться, причём учиться всю жизнь…»

Какие главные задачи у предмета «Обществознание»? Могут ли уроки обществознания повлиять на будущее сегодняшних школьников и всей страны в целом? О важности обществознания как школьного предмета для развития интеллектуального потенциала, творческого мышления и лидерских качеств подрастающего поколения рассказывает Марианна Кудина – доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики инновационного развития факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, научный руководитель Центра инновационного проектированияответственный редактор, один из авторов линии учебников по обществознанию, выпущенной в издательстве «Русское слово» под научной редакцией доктора исторических наук, председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке, декана факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова Вячеслава Никонова и вошедшей в действующий Федеральный перечень.

Как изучение обществознания связано с развитием интеллектуального потенциала?

Марианна Кудина – ответственный редактор, один из авторов линии учебников по обществознанию, выпущенной в издательстве «Русское слово»Думаю, о том, что такое обществознание, подробно рассказывать не нужно. Скажу только, что эта наука изучает человека, его самоидентификацию, самоопределение, его место в этой жизни и мире и то общество, в котором он живёт и планирует самореализовываться. Эта дисциплина развивает, в первую очередь, интеллект. Задумывались ли вы, чем информация отличается от знаний или чем интеллект отличается от знаний? Знания — это информация полученная, проанализированная и обработанная, а интеллект — это умение эти знания использовать, причем использовать достаточно гибко. Интеллект рассматривается на более высоком уровне познания мира. Конечно, мы хотим, чтобы представители нашего будущего поколения вырастали яркими осознанными личностями, чтобы нынешние дети стали достойными гражданами нашей страны. Чтобы они ставили перед собой вопрос не «Что я могу получить от этого мира?», а «Что я могу дать этому миру и этой стране?».

В процессе создания учебника по обществознанию мы старались, чтобы в курсе были отсылки к истории, литературе. Ведь обществознание сегодня не может существовать отдельно от всех других наук. Если мы берём философию как основу мировоззрения человека, которая формирует ценностные ориентиры, то экономика в большей степени готовит интеллектуальный потенциал, социология формирует социальный капитал (направлена на коммуникативную сферу), политология — на формирование гражданской позиции, чувства патриотизма. Конечно, мы ориентировались на то, чтобы это было правдой и чтобы наши школьники могли рассказывать о нашей стране с чувством гордости. Поверьте, по части экономики это не всегда было сделать легко, но я старалась.

Чем объясняется актуальность обществознания сегодня?

Традиционно мы делили науки на естественные и общественные. Сегодня мы наблюдаем, как происходит перемешивание этих наук. С одной стороны, цифровые технологии – это следствие синтеза естественных и технических наук. С другой стороны, сегодня невозможно представить себе специалиста, который не должен был бы пользоваться этими технологиями. Тем не менее, сегодня на рынке труда спрос на представителей технических специальностей будет только расти. Однако никакие технические расчёты невозможно делать в отрыве от гуманитарных наук. Даже при создании искусственного интеллекта используются именно междисциплинарные науки. Управлять процессами – от создания идеи до её воплощения – всё равно должны люди, у которых есть знания о человеке и об обществе.

Ещё одно явление – Э-культура. Здесь я пыталась показать, что подразумевается научным сообществом под этим понятием. Эта новая культура требует нового взаимодействия между людьми, то есть коммуникация между людьми выстраивается на основе этих технологий. Современные дети живут в другом мире, и очень часто мы чувствуем себя изгоями, общаясь с ними. Я слышу от своих знакомых, например, что в первом классе детям уже дают задание написать программу, как черепашка переходит от одного уровня к другому. Возникает такое ощущение, что через пару лет мы настолько отстанем от наших детей, что они будут разговаривать на другом языке и пользоваться совершенно другими средствами. Поэтому мне кажется, что мы должны держать руку на пульсе и понимать сейчас всё происходящее наравне с ними. Я пыталась рассказать, что такой подход повлияет на методику преподавания и методику написания учебников. Наша идея заключалась в том, чтобы, зная, как меняется современный детский мир, самим попытаться меняться в этом процессе. Чтобы наши дети не считали нас совершенно другим поколением.

Давайте вернёмся к вопросу интеллектуального потенциала…

Я заявила, что обществознание основано на формировании интеллектуального потенциала. На мой взгляд, интеллектуальный потенциал наших детей, а мы ориентируемся именно на них, — это то, что мы сейчас в них закладываем и что потом они смогут использовать. Например, параграфы, связанные с профессией. Понимаете, почему мы старались отразить и тренд на будущие специальности, и те навыки, которые будут нужны, и прогнозы о том, что будет меняться в мире и что будет востребовано? Уже на финальном этапе нас пригласил к себе наш научный редактор Вячеслав Никонов, который сказал, что в учебнике совсем не отражена четвёртая научная революция. Вы не поверите: она была отражена, но недостаточно. И мы срочно повернули материал. Получается, что новые материалы и новые тенденции нужно отражать в учебнике, озвучивать то, что происходит в мире, с учётом тех трендов, которые намечаются.

Мы говорим о будущем людей, которые будут управлять нашей страной и жить в нашей стране, и мы привыкли учить их причинно-следственным связям, принятию решений. Но сегодня востребовано творчество, и оно предполагает нетривиальные решения, выход за рамки рационального. Я думаю, учителя со мной согласятся: дети, которые мыслят нетривиально, всегда выгодно выделяются на общем фоне. Мы поощряем тех школьников и студентов, которые выходят за рамки привычной логики. Ещё момент: наша задача при создании учебника была научить детей учиться, причём учиться всю жизнь. По-другому в современном мире сегодня нельзя. Как только ты немного отстал, сделал передышку, ты уже что-то упустил. Мы говорим об интеллектуальном потенциале, и у детей воспитываем эту творческую составляющую. И в учебниках мы пытались сделать акцент на ней, сформировать в соответствии с ней картину мира и осознание своего места в нём. Одновременно и дети учатся познавать окружающих и относится к ним с уважением. Например, те же командные игры – дети узнают соперника, учатся уважать его и вступать с ним во взаимодействие. Здесь и рождаются коммуникативные и управленческие навыки. И отсюда появляются лидерские качества. Некоторые из детей становятся лидерами, способными повести за собой команду и при этом оставаться индивидуалами. С одной стороны, мы развиваем индивидуальность каждого ребёнка, а с другой, учим жить в социуме и использовать свои навыки для успешной жизни.

Предметный раздел по обществознанию

Что сегодня востребовано, что понимается под творчеством и креативностью?

Наверное, самое главное – это найти себя на рынке труда и реализовать. Опять же, умение налаживать коммуникативные связи, принимать эффективные решения, в том числе нетривиальные. Что сегодня понимается под креативным классом страны? Это высококвалифицированные специалисты и интеллектуальная элита (люди, знающие, что такое общество и умеющие в нем успешно сосуществовать). Эмоциональный интеллект — это не просто совокупность знаний, навыков и умений, а ещё умение понимать другого человека, в дальнейшем использовать это умение на благо своего дела и на благо страны, — вот тогда из нынешнего школьника действительно может получиться лидер, государственный деятель. Мы понимаем, что не все дети станут лидерами, но ориентировать их на активную жизненную позицию, на то, чтобы им было интересно жить, — собственно, в этом заключается воспитательная функция учебника и предмета «Обществознание» в целом.

Весь коллектив авторов — это преподаватели факультета государственного управления МГУ. И сейчас на факультете мы со студентами разработали этический кодекс лидера. На самом деле, это как раз то, что мы хотим передать нашим детям с воспитательной точки зрения: стремись учиться, уважай ближнего, не поддавайся плохому влиянию, умей вести дискуссию, уважай чужую собственность, соблюдай во внешнем виде уважение к месту, куда ты пришел.

Наверное, мы часто слышим многие понятия, но не всегда их совмещаем. Вот, например, концепция непрерывного образования – это всё о том, что я сказала, о нашей задаче научить детей учится всю жизнь. Если мы эту идею им заложим, это станет их потребностью, тогда мы сможем отпускать их в вольную жизнь. Они сами будут искать информацию, они будут выбирать лучшие учебники, лучшие произведения. Главное это заложить в школе. Воспитательную функцию в данном случае выполняет предмет «Обществознание», и если будет провал на этой ступени образования, то дальше «зацепить» детей будет практически невозможно.

Хотим мы этого или не хотим, но наш учебник — это первый шаг к новому формату. Начиная с того, что его писали авторы — профессионалы каждый в своей области, и заканчивая тем, что он включает интерактивные формы. Мы создавали его с удовольствием, но мы понимаем, что надо и дальше совершенствоваться, потому что время очень быстро меняется. Четвёртая промышленная революция, новый подход и новая технология коммуникаций между детьми, новый взгляд в будущее… Те задачи, которые стоят перед образованием, начиная со школы, всё равно придется учитывать.

Сейчас, как и когда мы начали писать учебник по обществознанию, вступительный экзамен на наш факультет — математика, и это неправильно. Мы доказываем везде, боремся за то, чтобы экзамен был по обществознанию, потому что сами поняли, насколько это важно. Нам обещали, что так будет. Если ваши дети будут готовиться по нашему учебнику обществознания, у них большие шансы поступить к нам. Наш факультет создавался 25 лет назад на базе разных кафедр. Были специалисты по экономике, социологии, философии, впоследствии объединившиеся в один факультет — факультет государственного управления, который сейчас возглавляет Вячеслав Никонов. Наши преподаватели специализируются каждый в своей области, но при этом объединены общей идеей. И качества и ценности, которые мы закладываем через учебник в школьниках, мы пытаемся дальше развивать в наших студентах.



Возврат к списку