Татьяна Воителева: Задача учителя-словесника гораздо сложнее, чем у других учителей
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Татьяна Воителева: Задача учителя‑словесника гораздо сложнее, чем у других учителей 21.07.2020

Татьяна Воителева: Задача учителя‑словесника гораздо сложнее, чем у других учителей

Татьяна Воителева, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы Московского государственного областного университетаО современном преподавании русского языка и специфике учебников по предмету рассказывает Татьяна Воителева, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы Московского государственного областного университета, один из авторов линии учебников по русскому языку для 5–9 классов под редакцией академика РАО Е.А. Быстровой, выпущенной издательством «Русское слово».

Что Вы можете сказать о подходах к изучению русского языка?

Мне хотелось бы рассказать о проблемно-диалогическом подходе в изучении русского языка и о том, как этот подход реализуется в учебниках под редакцией академика Е.А. Быстровой. Известно, что мы сейчас работаем по Федеральному государственному образовательному стандарту, основой которого является системно-деятельностный подход. Для нас важна разновидность этого подхода – коммуникативно-деятельностный подход, потому что мы обучаем детей в процессе коммуникации. В современной методике активно используется технология проблемного обучения. Мы строим нашу деятельность с учениками на базе учебного диалога, а это основа проблемного обучения. Целью проблемного метода является обучение самостоятельному решению проблемных задач, то есть таких задач, в ходе решения которых дети самостоятельно открывают знания. Суть проблемной задачи составляет проблемный вопрос. Каждый ли вопрос может быть проблемным? Нет, конечно. Например, что такое имя существительное? Ну, в чём здесь проблема? А вот почему «синева» и «синий» – слова, которые обозначают одно и то же, но относятся к разным частям речи – это уже проблема, и от решения вот таких проблемных вопросов зависит, конечно, прочность знаний учащихся, осмысление того материала, который предлагает нам программа по русскому языку.

В чём главные особенности УМК по русскому языку для 5–9 классов под редакцией академика РАО Е.А. Быстровой?

Учебник построен на основе коммуникативно-деятельностного подхода, и он весь состоит из проблемных заданий. Если учитель будет знать хорошо этот учебник и в полной мере использовать его потенциал, то, я уверена, результат будет блестящим. Хотелось бы обратить внимание на то, что изучение русского языка является стимулом и средством изучения отечественной культуры, базой для изучения других предметов. Это действительно так, и поэтому задача, которая лежит на плечах учителя-словесника, гораздо сложнее, чем задачи других учителей. Важно сформировать у ученика умения пользоваться всеми видами речевой деятельности: научить слушать, читать, писать, говорить.

Учебник, о котором идёт речь, отличается логической последовательностью и ясностью изложения материала. В нём оптимальное соотношение теории и практики. Он основан на принципах научности и доступности и, конечно, имеет разноуровневый характер заданий. Разумеется, в нём учтены все концептуальные положения Федерального государственного образовательного стандарта, связанные с реализацией компетентностного подхода. Вы знаете, что мы формируем языковую, лингвистическую, культурологическую и, конечно, коммуникативную компетенции. Все они очень важны и в комплексе формируется, и задания учебника построены с учётом этого.

Личностно-ориентированный подход: конечно же, мы говорим о личности как единице учебного процесса, с одной стороны, и как о человеке, который способен мыслить, решать интеллектуальные задачи, но которому надо в этом помочь, с другой стороны. Реализация системно-деятельностного подхода в образовании, функциональной грамотности и ориентация на планируемые результаты – вот основные особенности учебного комплекта.

Проблемно-диалогический подход очень хорошо представлен в учебнике. Восприятие текста, работа по информационной переработке текста, создание текста – все эти аспекты, реализованные в учебнике, нацелены на формирование языковой личности, владеющей всеми видами речевой деятельности. Иными словами, мы формируем функционально грамотную личность. Мы учим детей думать, прежде чем приступать к выполнению упражнений. Ведь бывает очень часто, что даётся упражнение – выполняйте. А этот учебник нацеливает на то, чтобы прежде, чем ребенок начал выполнять упражнение, с ним была проведена определённая беседа. Ну и завершается учебник каждого класса стихами о России, о Родине. Здесь тоже есть такие задания, которые формируют все виды компетенций у школьников.

Следующий аспект, который представлен в учебнике – подготовка к написанию сочинения. Имеются памятки: как готовиться к сочинению, как готовиться к изложению. Ребёнок сразу видит, что для этого нужно: отобрать аргументы для обоснования своей точки зрения, определить микротемы и так далее. Если мы будем придерживаться выполнения заданий учебника, то мы будем формировать все виды компетенций учащихся. Мы их будем учить размышлять, думать, говорить и писать. Ещё один аспект – обучение созданию текстов разных типов, разных стилей. Задание на устное рассуждение, создание высказывания с включением чужой речи, сочинений с использованием текстов разных типов. Проблемные задания, конечно, стимулируют учащихся, стимулируют их активность, учат их рассуждать, пользоваться разными типами речи: рассуждением, описанием и повествованием. Всё это даёт положительный результат обучения и воспитания.

Мои личные наблюдения и, конечно, данные об использовании этого УМК на практике свидетельствуют о том, что задачи, поставленные в Федеральном государственном образовательном стандарте и других документах, выполнимы, надо только чётко придерживаться плана, который уже задан учебником.



Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: