Евгений Вяземский: «Учитель без харизмы школьникам неинтересен»
Развиваем, сохраняя традиции...
УМК «Русский родной язык»

Новинки

Новости


Евгений Вяземский: «Учитель без харизмы школьникам неинтересен» 27.07.2020

Евгений Вяземский: «Учитель без харизмы школьникам неинтересен»

Вяземский Е.Е., кандидат исторических наук, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник РАО, заведующий кафедрой преподавания истории МПГУО личности учителя и её роли в процессе преподавания и изучения истории, а также об особенностях ЕГЭ и современных школьных учебников по этому предмету рассказывает кандидат исторических наук, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник РАО, заведующий кафедрой преподавания истории МПГУ, профессор Евгений Вяземский.

Насколько важна личность учителя в процессе преподавания и изучения истории?

Плохо это или хорошо, но деятельность учителя истории всегда личностно окрашена. Учитель, конечно, транслирует ученикам общую политику государства, общие ценности, но он делает это по-своему, через призму своего «Я». С моей точки зрения, одна из главных проблем учителя истории – это проблема памяти. Известно, что каждое новое поколение прочитывает историю по-своему. Звучит очевидно, но на самом деле в этом кроется масса сложностей, требующих колоссальной подготовки учителя.

Сочетание истории как науки, её версии как учебного предмета и тех процессов, которые происходят в сознании человека, в ментальности, очень сложное и многогранное. Я не обладаю глубокими знаниями по психологии и сужу как историк, как специалист по педагогике. Так вот, с моей точки зрения, память развивается у каждого индивидуально. Какова в таком случае миссия учителя? Интерпретация ключевых событий отечественной и всемирной истории в разнообразных контекстах. Для чего это нужно? Для создания общей платформы российской ментальности, государственности, как это называется в документах государственной власти и в фундаментальных педагогических работах, создания условий для формирования личностных основ гражданской российской идентичности.

Феномен фальсификации истории России и историческое образование школьников: методическое пособие

Какие аспекты ещё… Например, можно ли вложить в голову ученика готовую картину мира и нужно ли это делать? Можно, но это будет, скорее всего, не очень продуктивно. Многие поколения делали это добросовестно и достаточно удачно, а потом случались какие-то события в истории государства и картина мира радикально менялась. Банальный пример – советские учебники: они же были по-своему неплохие, но они давали одну картину исторического развития, а возникло новое государство – Российская Федерация, – и картина мира существенно преобразовалась.

Что можно сказать о ЕГЭ?

Известно, что существуют три направления деятельности учителя: формирование предметных результатов, метапредметных и личностных. Формальным критерием предметных результатов является сдача государственного экзамена. Сегодня учитель истории, какую бы работу ни предписывал образовательный стандарт, все равно ориентируется на конечный результат – на ЕГЭ. Этот результат сегодня в сознании государства, общественности, семьи. Изначально, когда формировался ЕГЭ, предполагалась более широкая комплексная система оценки, но она стала более конкретной и узкой. Это повлияло на деятельность учителя: некоторые аспекты стали выходить на первый план, а некоторые выпадать. Что в этой системе выпадает? Чувства, размышления, ощущения, то, что входит в категорию «гражданский патриотизм», что не измеряется количеством.

Какая роль в современной ситуации отводится учебникам?

История России. ХХ - начало ХХI века. Хрестоматия - практикум. 11 класс *На войне есть враг, есть друг, есть белое, есть черное – все понятно. А в нормальной современной ситуации гражданского общества мир многообразен, масса трендов, цифровизация, влияние Интернета…. Как в современном мире выглядит обычный текстовой учебник? Как считают некоторые специалисты, это уходящая фигура. С моей точки зрения, книга для учителя и для ребёнка – это некая база, от которой можно отталкиваться. Может ли учебник быть универсальным, абсолютно эффективным, отвечающим любым запросам? Да никогда! Нет такого учебника, нет такого автора и быть не может. Вместе с тем, школа базируется на некоем каркасе, и вот учебник, с моей точки зрения, это базовая планка.

На моей памяти прошло множество экспертиз учебников, и каждое новое поколение образовательных лидеров заявляло, что учебники, написанные до них, очень плохие, а мы сделали очень хорошие. Появляется следующее поколение лидеров и то, что вчера было очень хорошим, завтра становится совсем непригодным и так дальше. Я уже говорил, что каждое поколение прочитывает историю по-своему. Например, история Великой Октябрьской революции: сколько у неё интерпретаций. И каждый человек выбирает свою версию. На что учителю ориентироваться в такой ситуации, кроме учебника? Конечно, вы скажете, что есть Историко-культурный стандарт – документ, который призван выработать централизованную системную позицию по отношению к интерпретации базовых событий российской истории. Однако снимает ли он все проблемы в деятельности учителя? Нет, не снимает. А что может снять? Вопрос открытый. Моё личное убеждение, что учителю может помочь профессиональная компетентность, конечно же, достоинство гражданина России, сознательное отношение к своей деятельности плюс некая харизма, без которой учитель школьникам неинтересен. А если учитель ребятам не интересен, то, сами понимаете, ожидать многого в такой ситуации нельзя.

Что или кто ещё может оказать помощь учителю?

Тематические уроки к Календарю образовательных событий: методическое пособиеЕсть консервативный, но достаточно профессиональный инструмент – журналы для преподавателей истории: «Преподавание истории в школе» и «Преподавание истории и обществознания в школе». Возвращаясь к личностным результатам, к тому, что я считаю самой деликатной, самой сложной проблемой в работе учителя, хочу отметить некоторые пособия, в том числе нестандартные, которые выпущены издательством «Русское слово».

Например, методическое пособие «Тематические уроки к Календарю образовательных событий», созданное мной и моими соавторами О.Ю. Стреловой и Т.В. Болотиной. Оно касается работы с памятными датами истории России. На примере отобранных дат, которые есть в письме Министерства просвещения, в нём предлагаются варианты работы по формированию исторической памяти, культурной преемственности между поколениями.

Конечно, мы живём в эпоху массовых информационных технологий. Согласно исследованиям, в России профессиональное сообщество учителей, но это сообщество выросло в своей массе в другую эпоху, поэтому педагоги России стоят перед необходимостью самообучения, профессионального развития и саморазвития. Надо учиться быть современным преподавателем, но при этом, осваивая образовательные технологии, не упускать из виду личностные, психологические нюансы. Не стоит забывать, что учителя – властелины сердец. По крайне мере, преподаватель должен чувствовать импульс ребят и быть с ними во внутренней взаимосвязи. Если этого нет, то общепрофессиональные учительские механизмы не подействуют.



Возврат к списку