Без чего нельзя представить урок иностранного языка?
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Без чего нельзя представить урок иностранного языка? 27.08.2020

Без чего нельзя представить урок иностранного языка?

Ирина Ларионова – старший преподаватель кафедры иностранных языков Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Почётный работник общего образования, один из авторов линии учебников по английскому языку издательства «Русское слово»Наступает новый учебный год. Каким он будет в нынешних условиях? Как правильно спланировать работу учителям иностранного языка? О специфике, которую стоит учитывать в практике обучения английскому языку, рассказывает Ирина Ларионова – старший преподаватель кафедры иностранных языков Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Почётный работник общего образования, один из авторов линии учебников по английскому языку издательства «Русское слово».

Недавно стало известно, что Министерство просвещения решило не включать иностранный язык в список обязательных ЕГЭ. Это обстоятельство повлияет на специфику преподавания предмета?

Отсутствие иностранного языка в списке обязательных ЕГЭ не отменяет его важного значения как школьного предмета для развития личности. Он имеет огромное влияние на общее и интеллектуальное развитие учащихся. В современной информационно‑образовательной среде обучение иностранным языкам, безусловно, обладает своей спецификой, связанной с тем, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму.

Специфика иностранного языка как предмета заключается в его интегративном характере, в том, что он является одновременно целью и средством обучения на стыке нескольких предметных областей: гуманитарной, естественнонаучной, художественной, – и позволяет реализовать разнообразные межпредметные связи. Ведущая цель изучения иностранных языков в основной школе – формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции в основных видах речевой деятельности: говорении, понимании речи на слух (аудировании), чтении и письме. Предметное содержание речи определено сферами общения: социально-бытовой, социально-культурной, учебно-трудовой.

Ещё одной особенностью предмета «Иностранный язык» можно считать беспредметность, понимаемую как возможность общаться на любые темы, соответствующие возрасту и интересам обучающихся. Язык есть носитель информации (сведения об истории, культуре страны изучаемого языка, сведения из других областей знания и др.). И здесь большую роль играет УМК по английскому языку как носитель культурологической, лингвистической и тематической информации. Сегодня, когда мы не «проходим» учебник, а используем его как очень важный источник для участников образовательного процесса, большое значение приобретают все его компоненты: иллюстрации, справочный материал, подбор изучаемого материала, различные сноски и т.д.

Умение использовать все потенциальные возможности УМК позволяют сформировать навык самостоятельности, ответственности и осознанности у учеников.

Невозможно представить себе изучение иностранного языка без диалога. Как при планировании уроков обеспечить необходимый объём общения?

Цель обучения иностранному языку – это формирование коммуникативных умений (коммуникативной компетенции), а не изучение некоторого круга идей, понятий. Исключение составляют лингвистические понятия и знания о системе языка, необходимые для функционирования языка как средства общения. Таким образом, иностранный язык выступает и как цель, и как средство обучения.

Существенной спецификой предмета «Иностранный язык» является плотность общения (объём речевой практики), а также объём учебных действий. Общение на иностранном языке ограничено рамками уроков (количеством часов в неделю). Очевидно, что высокая плотность общения, поддерживаемая на протяжении длительного времени, обеспечивает и большой объём общения. Эти особенности взаимосвязаны. При планировании уроков необходимо обратить внимание на баланс включения основного и дополнительного материала УМК, что позволяет расширять ситуативные рамки обучения.

Увеличить объём речевого общения или плотность общения на иностранном языке как в устной, так и в письменной форме возможно средствами интернет‑технологий, веб 2.0 (блог, форум, чат, скайп и др.), мультимедийными средствами в рамках интеграции очного и дистанционного обучения; в рамках единой информационно‑образовательной среды общего и дополнительного образования, а также в профильном обучении (элективный курс, сетевая модель дистанционного обучения). Такие возможности предоставляет электронная форма учебника.

Известно, что общение людей в современном информационном мире широко практикуется с помощью цифровых устройств разных видов (мобильные телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры и др.). Использование данных инструментов на уроках позволяет увеличить плотность речевой практики на иностранном языке на уроках.

Как мотивировать учеников на изучение иностранного языка?

Деятельностная направленность обучения иностранным языкам предлагает нам активно включать учащихся в процесс приобретения знаний и навыков. Для этого материал в УМК расположен таким образом, что учащиеся имеют возможность самостоятельно разрабатывать алгоритмы понимания материала, размышлять, анализировать, сравнивать и т.д. Содержание обучения ориентировано на развитие мотивации учеников к изучению иностранных языков и на формирование умений во всех видах иноязычной речевой деятельности, развитие общих учебных умений и навыков, получение учащимися опыта учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности. Поддержка мотивации происходит за счёт интересных тем для обсуждения, заданий, которые требуют максимального включения учащихся, степени самостоятельности. Материалы из раздела CLIL, дополнительные задания, различные проекты – всё это обеспечивает расширение рамок учебного урока, а также позволяет поддержать мотивацию к обучению иностранного языка.

ЛИНИЯ УЧЕБНИКОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Насколько важен культуроведческий аспект в изучении иностранного языка?

Диалог культур (как результат социокультурной направленности обучения иностранным языкам) ориентирует на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения иностранному языку, приобщая школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, помогая им лучше осознать культуру своей собственной страны и развивая у них умения её представлять средствами иностранного языка. Моделирование ситуаций диалога культур на уроках иностранного языка позволяет учащимся сравнивать особенности образа жизни и стилей жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, обычаев и канонов культуры в этих языковых сообществах.

Реализация принципа диалога культур на уроках способствует формированию у обучаемых в условиях иноязычного учебного общения таких необходимых для межкультурного общения качеств:

— культурная непредвзятость, толерантность и социокультурная наблюдательность,

— готовность к общению и сотрудничеству с людьми в инокультурной среде,

— речевой и социокультурный такт и вежливость.

Соприкосновение разных культур находит отражение в языке в виде лексических заимствований. Процессы взаимодействия и интернационализации культур получают своё выражение в формировании интернациональной культуры. Можно прийти к такому выводу, что человеку для духовного роста, для обогащения своего мировоззрения и кругозора необходимо изучать иностранные языки, культуру, традиции других народов.

Изучая иностранные языки, мы познаём мир, строим международные отношения. Для нас раскрываются новые возможности, у нас появляются новые друзья. Мы путешествуем и легко общаемся, получаем радость от общения. Иностранные языки находятся в ряду дисциплин, которые не только развивают коммуникативные способности, но и приобщают к мировой культуре.

Какие ещё особенности иностранного языка как предмета Вы можете отметить?

Особенности иностранного языка как учебного предмета также включают межпрпедметность и многоуровневость. Межпредметность (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.) позволяет активно развивать направление обучения CLIL (предметно-языковая интеграция), которое подразумевает включение предметных блоков другой направленности в программу изучения иностранного языка и включение языковых содержательных блоков в программу изучения английского языка.

Многоуровневость подразумевает, что, с одной стороны, необходимо овладеть различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка (лексическим, грамматическим, фонетическим), с другой – умениями в четырёх видах речевой деятельности.

Одним из требований к содержанию современного учебника иностранного языка является наличие заданий, связанных с проектной деятельностью. С одной стороны, такие задания способствуют развитию творческой, исследовательской деятельности, с другой стороны − формированию информационно‑коммуникационной компетенции школьников, т.к. в ходе проектного исследования привлекаются, как правило, образовательные ресурсы Интернета, которые, в свою очередь, требуют умения работать с информацией.

Подводя итог сказанному, отмечу, что иностранный язык исторически является важнейшим предметом общеобразовательного обучения. Язык – дополнительное средство расширения кругозора. Совместно с изучением родного языка иностранный помогает лучше понять общечеловеческие способы речевого общения, способствует воспитанию нравственных качеств личности, развитию межличностных отношений.


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: