Книга как чудо, или почему важно повышать информационно-библиографическую грамотность школьников
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Книга как чудо, или Почему важно повышать информационно-библиографическую грамотность школьников 30.10.2020

Книга как чудо, или Почему важно повышать информационно-библиографическую грамотность школьников

Татьяна Кашурникова, кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования РФ, зав. медиатекой ГБОУ СОШ № 183 Центрального района Санкт-ПетербургаКнига в современном мире, несмотря на компьютерные технологии, по-прежнему остаётся важнейшим источником информации и мощным средством духовного и интеллектуального развития. О необходимости поддерживать интерес к книге у сегодняшних школьников, об информационно‑библиографической грамотности и учебном пособии «Чудо, имя которому – книга» рассказывает его автор – кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования РФ, заведующая медиатекой ГБОУ СОШ  № 183 Центрального района Санкт-Петербурга Татьяна Кашурникова.

Почему развитие интереса к книге у школьников сейчас особенно важно?

Развитие интереса к книге в образовательном процессе – это одна из тех задач, которые мы выполняем в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов. С таким понятием, как «информационная компетентность», тесно связаны информационная грамотность, информационная культура и те способы деятельности, при которых данная компетенция проявляется: это выполнение заданий поискового характера на уроке, во внеклассной работе, при подготовке творческих учебно-исследовательских проектных работ, докладов, сообщений.

Оценить воздействие цифровой среды на развитие учащихся ещё достаточно сложно, и сейчас среди всех каналов коммуникации в процессе образования самым значимым является всё-таки культура чтения. Книга у нас остаётся не только основным источником информации для осуществления успешной учебной деятельности, но и также мощным средством духовного и интеллектуального развития.

Читательская культура формирует базовые знания и умения в области поиска и обработки информации, а составной частью читательской культуры являются информационно-библиографические знания. И учителя, и библиотекари, и родители сталкиваются с проблемами, когда самостоятельный поиск дополнительных источников, процесс чтения научно-познавательных книг, справочных текстов в сети Интернет, обработка текстовой информации вызывают у детей серьёзные трудности.

Что представляет собой пособие «Чудо, имя которому – книга» и как оно может помочь школьникам?

Чудо, имя которому – книга: основы информационно-библиографической грамотности: учебное пособие для общеобразовательных организацийПособие «Чудо, имя которому – книга» ориентировано на учащихся 5–7 классов. Методические рекомендации к этому пособию называются «Основы информационно-библиографической грамотности». Учебное пособие, изданное «Русским словом» в 2018 году, знакомит ребят с историей возникновения и развитием книги, рассказывает о появлении письменности и самых известных библиотеках мира. Как можно использовать пособие? На внеурочных занятиях по основам информационно-библиографической грамотности, а также в рамках других учебных курсов. Пособие обеспечивает начальный курс занятий по основам информационной культуры.

Цели курса можно сформулировать следующим образом:

— сформировать у ребят потребность обращаться к книге не только для поиска информации, но и как к источнику духовных ценностей, без которых невозможно становление современного разумного человека;

— дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;

— раскрыть значение книги в формировании духовной культуры человека;

— дать представление о книге как художественно-историческом памятнике в контексте мировой культуры и культуры России;

— сформировать культуру работы с информацией через умение самостоятельно осуществлять её поиск и обработку, использовать различные виды печатных изданий (не только книги, но и справочные, периодические издания, доступные интернет-ресурсы) и работать с самыми простыми библиографическими пособиями.

Учебное пособие развивает также коммуникативную культуру учащихся через умение передавать информацию в письменной и устной формах. Если мы посмотрим на содержание пособия, то увидим, что постепенно от истории письменности идёт переход к современной книге. История письменности, древние книги, русская рукописная книга, история книгопечатания. Далее уже круг вопросов, который раскрывает тему хранения книг, истории библиотек. Затем рассматриваются структура книги, справочный аппарат книги, как пользоваться библиотекой, как работать с книгой, справочные издания и периодические знания. Учебное пособие снабжено словарём терминов и списком дополнительной литературы.

Рубрики пособия «Чудо, имя которому – книга» разнообразны. Например, рубрика «Подумай» предлагает учащимся поразмышлять над проблемными вопросами, осмыслить материал. Рубрика «Читаем книги» – прочитать дополнительный материал по изучаемой теме. «Путешествие в прошлое» включает информацию о самых интересных древних книгах, о том, как они создавались. Обязательно есть творческие задания: ребята могут проявить фантазию и придумать собственную книгу, журнал, нарисовать иллюстрации. Почти каждая изучаемая тема заканчивается практической работой.


Методические рекомендации к учебному пособию «Чудо, имя которому – книга. Основы информационно-библиографической грамотности» для общеобразовательных организацийКакая из тем наиболее привлекательна для детей?

Одна из самых интересных и, не буду скрывать, одна из моих любимых тем – это «Древнерусская книга». Наши современные прагматичные дети, которые привыкли работать с мобильными устройствами, с огромным интересом рассматривают древнерусскую книгу, её оформление вызывает у них живой интерес. В этой теме представлено очень много терминов и понятий. Просматривая страницы древнерусских книг, ребята очень легко усваивают эти термины. В пособии можно увидеть страницы рукописных книг, отдельные фрагменты, буквы, заставки. Здесь огромные возможности для раскрытия творческого потенциала ребят. Например, творческое задание оформить страницу рукописной книги, нарисовать буквицу, нарисовать заставку. Это можно организовать с учителем изобразительного искусства на интегрированном уроке, а потом оформить выставку работ. К этой теме также предлагается составить кроссворд – как я уже сказала, здесь очень большой объём новых слов, терминов и понятий: буквица, заставка, киноварь, инициал…

Не возникает ли у школьников вопроса, зачем им нужно знать эти термины?

Мы с ребятами этот вопрос обсуждаем. Зачем нужно знать, что такое фронтиспис, что такое титульный лист, аннотация? Зачем нужно знать книжные термины, с какой целью дети должны знакомиться со справочным аппаратом, со структурой книги? Эти знания ребята могут использовать в повседневной жизни, в реальной практике. Справочный аппарат книги помогает найти необходимую информацию об издании, прежде чем мы его возьмём в библиотеке или пойдём покупать в магазин. Где найти подробную информацию, как научиться читать титульный лист, почему нужно просмотреть оглавление? Очень важно понимать, что ничего лишнего в книге нет, каждый элемент книги имеет своё значение, и с этим надо уметь работать. Книга у ребят должна быть на руках. Например, задание: найди и прочитай аннотацию выбранной книги. Что удалось узнать о ней? Попробуй самостоятельно составить аннотацию на свою любимую книгу. Кому можно порекомендовать её прочитать, что ты знаешь об авторе этой книги? Где найти эту информацию? Это очень интересная работа, которая потом находит своё продолжение в библиотечных мероприятиях. Создание рекламы книги, создание рассказов о своих любимых книгах…

Чудо, имя которому — книга: основы информационно-библиографической грамотности: учебное пособие для общеобразовательных организацийЧем ценны методические рекомендации к учебному пособию «Чудо, имя которому – книга»?

В методических рекомендациях представлена программа, даны рекомендации и комментарии к основным темам курса. Чем, на мой взгляд, она важна и ценна для библиотекарей – прежде всего обилием литературы к каждой теме. Можно выбрать дополнительную информацию к каждой теме и включить её в программу. Она может использоваться учителями на занятиях по истории, русскому языку и литературе, мировой художественной культуре. Дополнительная литература, я подчеркну, ориентирована на преподавателей курса, а литература для детей рекомендована в самом учебном пособии. Для преподавателей курса, учителей и школьных библиотекарей представлены возможные темы проектных работ. Например, тема «Древние библиотеки» может закончиться индивидуальным или групповым проектом «Путешествие в прошлое. Древние библиотеки».

Каких результатов можно ожидать по итогам курса?

В процессе изучения этого курса с использованием пособия и методических рекомендаций дети должны освоить основные этапы развития книжного дела, знать специальные книжные библиографические термины. Обращать внимание на сайты библиотек, иметь представление об образовательных интернет-ресурсах, доступное для их возраста. В результате дети научатся искать информацию, используя знания о структуре справочного аппарата книги, вести информационный диалог через умение делать биографические записи, оформлять библиографические ссылки на источники, самостоятельно находить информацию в справочных печатных или электронных пособиях, выстраивать алгоритм поиска.

И очень важно научиться оценивать качество детских периодических изданий и книг, ориентироваться в информационно-поисковой системе школы и детской библиотеки, в информационно-образовательном пространстве Интернета. Для этого я предлагаю возможные виды проектных работ. Многие из них опробованы на практике: биографические обзоры и электронные презентации, выпуск литературной газеты, рукописного журнала, издание собственной книги. Очень интересный проект «От старших – младшим», когда ребята 5–6 классов готовят рекомендательные обзоры, библиографические списки для ребят более младшего возраста и в классах представляют те или иные печатные издания. Проектом может быть создание путеводителя по местным библиотекам, виртуальные выставки и многое другое, потому что фантазия детей и взрослых безгранична.


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: