Математика Гейдмана: в чём преимущества легендарного учебника?
Развиваем, сохраняя традиции...
УМК «Русский родной язык»

Новинки

Новости

Математика Гейдмана: в чём преимущества легендарного учебника? 06.11.2020

Математика Гейдмана: в чём преимущества легендарного учебника?

Об учебниках математики Б.П. Гейдмана для начальной школы слышали многие. Педагоги, которым довелось по ним работать, очень высоко их оценивают. В чём же их главные достоинства и отличия от множества других учебников и учебных пособий по математике для начальной школы? Когда «Математика» Гейдмана вернётся в действующий федеральный перечень? Об этом расскажет Ирина Мещерякова, кандидат технических наук, лауреат и победитель конкурса «Грант Москвы», методист издательства «Русское слово».

Математика: учебник для 1 класса общеобразовательных организаций. Первое полугодиеЧем учебники Гейдмана отличаются от множества других, имеющихся сегодня в продаже?

УМК по математике для начальной школы разных методических школ имеют свои особенности. Учебники Гейдмана не исключение. В них, во-первых, продумана скорость введения нового материала. Сначала, когда ребёнок только пришёл в первый класс и учитель ещё не знает его потенциала, эта скорость достаточно низкая, что даёт возможность ребёнку адаптироваться к новым условиям, а учителю – аккуратно провести диагностику. Далее учитель может подтянуть тех обучающихся, которые менее остальных готовы к обучению или имеют недостаток каких-либо знаний. Темп возрастает в течение всего периода обучения, и к концу четвёртого года материал уже соответствует уровню пятого класса, но в методиках изложения начальной школы. Всем учителям известно, что таким образом в пятом классе дети скорее привыкают к новому формату обучения и опроса в средней школе, так как изучение нового представляет собой скорее углубление и расширение уже изученного ранее материала.

Второе отличие – это методика счёта. Практически одновременно вводятся арифметические операции сложения и вычитания, но с каждым разом увеличивается числовой диапазон. Если взять для сравнения учебник Аргинской, то в нём, например, сначала изучаются все числа и лишь потом отдельно вычитание, а за ним сложение.

Математика: учебник для 2 класса общеобразовательных организаций. Первое полугодиеТретье – баланс между различными заданиями в учебнике. У Гейдмана очень хорошо подобраны устные и письменные задания, относительно лёгкие и более трудные. В каждом уроке есть как минимум одно задание развивающего характера: это либо задача на развитие логического мышления, либо сочетание логики и начальных геометрических представлений. Есть задачи-головоломки, очень много задач по типу магического квадрата, задач на разрезание с использованием клеток…

Четвёртое отличие – качественный подбор иллюстраций, бумаги, шрифтов, что тоже немаловажно. Учебник приятно держать в руках, рассматривать, с ним приятно работать. Но главный показатель эффективности учебника – это результат. Учебник математики Гейдмана позволяет достичь очень хорошего уровня образовательных результатов, которые подтверждаются не только высокими оценками в начальной школе (процент обучающихся, успевающих на «хорошо» и «отлично», среди учащихся по Гейдману выше примерно в полтора раза, чем среди занимающихся по другим методикам), но и успешным обучением уже бывших учеников начальной школы в среднем звене.

Математика: учебник для 3 класса общеобразовательных организаций. Первое полугодиеПочему Гейдман удобен учителям и родителям? Есть что-то особенное в структуре учебника?

Все уроки не только имеют название, но и пронумерованы. В первом полугодии дети занимаются по первой части, во втором – по второй. В конце каждой части есть контрольное задание на усвоение материала. Иными словами, можно прекрасно ориентироваться, когда и что будет пройдено. Если ученик, например, болеет, родители всегда знают, что проходили в классе во время отсутствия ребёнка, и по возможности помогут ему в самостоятельном усвоении материала. Учителя это избавляет от дополнительного взаимодействия с родителями. Кроме того, предусмотрен минимум выполнения домашнего задания, обычно все задания урока можно выполнить непосредственно на уроке либо обсудить специально выделенные задания для работы совместно с родителями.

Насколько трудна эта программа для детей? Какие математические навыки и как быстро они приобретают?

По учебнику Гейдмана может заниматься любой обучающийся. Методика настолько продумана, что позволяет достигнуть высоких результатов практически любому ученику, независимо от объёма начальных знаний и навыков в момент зачисления в первый класс.

Математика: учебник для 4 класса общеобразовательных организаций. Первое полугодиеНавыки растут в геометрической прогрессии, сначала медленно, потом темп всё более увеличивается.

Есть ли у Гейдмана задачи на логику? В каком классе? Есть ли задачи, с решением которых затрудняются взрослые?

Задачи на логику, конечно же, есть. Они гармонично встроены в материал примерно со второго класса. Есть задачи, которые взрослые не сразу могут решить, но это же логика, не у всех она развита. Если проходить материал урок за уроком, а не просто открыть учебник на середине и попробовать решить логическую задачу, всё получится у любого ученика. К сожалению, родители судят зачастую поверхностно, не принимая во внимание всю работу, которую провёл автор до введения каждой логической задачи.

Борис Петрович ГейдманЧто можно сказать о самом авторе? Кто такой Борис Гейдман?

Бориса Петровича Гейдмана знают не только как автора учебников, но и как учителя математики. С 1986 по 2016 год он работал в школе, которая сейчас называется Московской школой на Юго-Западе № 1543. В 1997 году Борис Гейдман был удостоен звания заслуженного учителя Российской Федерации, он многократный соросовский учитель. Он учитель для многих математиков нашей страны. Словом, это выдающаяся фигура в педагогике. Многие его ученики и коллеги с особой теплотой вспоминают о нём. Например, Иван Ященко, научный руководитель Центра педагогического мастерства г. Москвы, разработчик ЕГЭ по математике, так написал о Борисе Гейдмане:

Мне посчастливилось с ним работать — к сожалению, не посчастливилось учиться — и я помню, что он чувствовал внутреннюю гармонию даже в вещах, внешне не очень гармоничных… Всё, что он делал — учебники, пособия, — обладало огромной внутренней гармонией, и она передавалась всем. Сейчас есть много учителей математики, которые учились у Бориса Петровича — в школе, на курсах, на семинарах — и каждый впитал часть этого чувства. И я уверен, что то, что Борис Петрович делал, сохранится в учителях математики, в его учениках, и дети смогут учиться по его учебникам у людей, которые переняли это внутреннее чувство гармонии.

Когда наконец учебники Гейдмана вернутся в федеральный перечень?

Действительно, вопрос очень актуальный. Учебники Гейдмана с нетерпением ждут учителя начальной школы. Издательство «Русское слово» делает всё возможное, чтобы это событие произошло как можно скорее. Обновлённое издание подготовлено в соответствии с требованиями ФГОС НОО и подано на экспертизу. Мы надеемся, что в ближайшем будущем «Математика» Гейдмана обязательно вернётся в федеральный перечень и на законных основаниях в российские школы.


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: