Ключевое звено. Эксперты обсудили роль классного руководителя в современных условиях
Развиваем, сохраняя традиции...
УМК «Русский родной язык»

Новинки

Новости

Ключевое звено. Эксперты обсудили роль классного руководителя в современных условиях 16.11.2020

Ключевое звено. Эксперты обсудили роль классного руководителя в современных условиях

На очередном вебинаре из цикла практико-ориентированных методических вебинаров «Программа воспитания от проекта до внедрения» состоялось обсуждение работы классного руководителя в современных условиях. Издательство «Русское слово» на мероприятии представляла руководитель Центра социализации, воспитания и дополнительного образования, кандидат исторических наук, член Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования Хмайра Загладина.

Участники вебинара (в числе которых сотрудники институтов развития образования, институтов повышения квалификации, методических кабинетов и педагоги) с особым вниманием и интересом выслушали выступление Натальи Селивановой доктора педагогических наук, профессора Института стратегии развития образования, академика Российской академии образования, одного из разработчиков Примерной программы воспитания, руководителя её апробации и внедрения в школы России. Напомним, что с 1 сентября 2021 года все школы нашей страны должны будут привести свои программы в соответствие с Примерной программой воспитания.

«Класс и классное руководство были и пока остаются ключевым звеном в системе воспитания российской школы», – заявила Наталья Селиванова, несмотря на то, что последние годы идут споры о необходимости отказа от классно-урочной системы как от устаревшей и не отвечающей реалиям современности, ограничивающей индивидуальный подход, сдерживающей персонифицированное обучение и воспитание.

Классное руководство занимает существенное место в Примерной программе воспитания и является основополагающим инвариантным модулем Программы воспитания. По словам Натальи Селивановой, «школьный класс как институт постепенно видоизменяется, но оснований сбрасывать его со счетов нет. Пока это достаточно стабильная единица, такая же стабильная, как и классное руководство».

Спикер отметила, что у всякого явления есть свои минусы и плюсы, поэтому и класс как важнейшая образовательная структура может быть просто детской общностью, а может стать полноценным коллективом. Она дала развёрнутую характеристику классного коллектива, выделив группы параметров для оценки уровня его развития.

Стержнем деятельности классного руководителя является поддержка каждого ребёнка, а эффективность работы классного руководителя во многом зависит от его личностных качеств. Современный классный руководитель, по мнению Натальи Селивановой, может выступать:

— «диспетчером» (контроль за посещаемостью, расписанием, заполнением дневников учениками и т.д.);

— «традиционалистом» (традиционная деятельность учителя, подразумевающая общение с учениками, их родителями, новые нюансы могут проявляться в ситуации перехода на дистанционное обучение);

— «освобождённым классным руководителем» или «куратором параллели классов» (эта функция меньше всего представлена в российской школе).

В ходе выступления спикер представила рекомендации для классного руководителя в условиях дистанционного обучения, охарактеризовала возможные направления работы классного руководителя (отказ от еженедельных классных часов, внедрение различных видов онлайн-деятельности, привлекательных для сегодняшних подростков), рассказала о гибких формах воспитательной работы в группах, возможных познавательно-досуговых мероприятиях в дистанционном формате.

Аудитория активно включилась в дискуссию: обсуждались вопросы создания электронных форматов пособий, тренажёров и рабочих тетрадей для системы внеурочной деятельности в помощь классному руководителю.

Издательство «Русское слово» не остаётся в стороне от этих проблем, предлагая учителям новые пособия и УМК по различным направлениям внеурочной деятельности, а также издания, посвящённые актуальным проблемам педагогической работы (например, регулярно пополняемая серия «Библиотека педагога»).

Педагоги выразили благодарность Наталье Селивановой и кандидату педагогических наук Ирине Парфеновой, которая рассказала об опыте работы конкретных школ и завершила своё выступление цитатой из профессионального кодекса учителей московской школы № 825: «Тяжёлые условия, малая зарплата, неблагоприятные обстоятельства не оправдывают работу вполсилы. Настоящий учитель никогда не унизит себя халтурой».

Организатором цикла образовательных семинаров «Программа воспитания от проекта до внедрения» является партнёр издательства «Русское слово» – Академия инновационного образования и развития во главе с её ректором Ольгой Рубцовой, кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Внешкольник», официальным экспертом проекта «Апробация и внедрение Примерной программы воспитания».


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: