В Общественной палате обсудили новые возможности волонтёрства в сфере образования
Развиваем, сохраняя традиции...
УМК «Русский родной язык»

Новинки

Новости

В Общественной палате обсудили новые возможности волонтёрства в сфере образования 30.11.2020

В Общественной палате обсудили новые возможности волонтёрства в сфере образования

Участники заседания «Развитие добровольчества в образовательных организациях: риски и новые реалии» подвели итоги года и наметили планы на будущее. В заседании приняла участие Хмайра Загладинакандидат исторических наук, член Координационного совета при Общественной палате РФ по развитию добровольчества, руководитель Центра социализации, воспитания и дополнительного образования издательства «Русское слово». В зале общественных мероприятий Общественной палаты РФ она выступила с докладом «Новые горизонты возможностей для реализации добровольческих практик».

Курс по развитию добровольческого движения «Дорогою добра»«Важно не утратить того потенциала, тех достижений и наработок, которые были достигнуты на протяжении предыдущих лет, когда начали формироваться волонтёрские группы, отряды на базе ученического самоуправления, класса, параллели классов, на базе кружков или партнёрских общественных организаций, центров добровольчества. 2020 год стал годом рисков воспитания; активные социальные практики, связанные с волонтёрством, временно прекратились. Сегодня происходит смещение акцентов воспитания в сторону цифровых форматов, наступает переосмысление многих ценностей и подходов к нашей деятельности», сказала Хмайра Загладина.

Хмайра Загладина – кандидат исторических наук, руководитель Центра социализации, воспитания и дополнительного образования издательства «Русское слово»Спикер пояснила, что в условиях пандемии и продвижения дистанционного образования, а именно с весны текущего года, резко сокращаются не только внутришкольные добровольческие проекты, но и выход детей в открытый социум. Ограничиваются воспитательные практики в школьной образовательной среде, намного реже проводятся классные часы. Существенная нагрузка в вопросах воспитания в такой ситуации ложится на плечи родителей, которые не всегда располагают временем для этого и соответствующими психолого‑педагогическими знаниями. Увеличивается время, которое дети бесконтрольно проводят в виртуальном пространстве. Согласно опросам Национального медицинского исследовательского центра (НМИЦ) здоровья детей Минздрава России, на фоне самоизоляции у 80 % детей проявились негативные психические реакции (стрессы, фобии), более чем у 40 % подростков диагностировалась депрессия, каждый пятый школьник сказал, что самоизоляция для него невыносима.

Курс: УМК «Волонтёрство: шаг за шагом»«Стихийной социализации подростков, вовлечению их в экстремистские, террористические сообщества, деструктивные группировки через сайты, склоняющие детей к преступлениям и суицидам, нужно в идеале противопоставить позитивный контент Интернета и сетей, насытив их интересными, познавательными фильмами для детей и подростков, интерактивными играми, квестами, сказала Хмайра Загладина. Необходимы эффективные профилактические программы и, конечно, вовлечение детей в активные социальные практики».

Издательством «Русское слово» в рамках федерального проекта «Социальная активность» были созданы учебно‑методические комплекты (УМК) по развитию добровольчества «Дорогою добра» (авторы Х.Т. Загладина, И.Б. Шульгина) для 59 классов школ и «Волонтёрство: шаг за шагом» (авторы – Х.Т. Загладина, И.Б. Шульгина) для колледжей. Сегодня в условиях пандемии социальное воспитание и формирование социальных компетенций продолжается, хотя акцент смещается в сторону цифровых форматов. С учётом этого обстоятельства в ближайшее время будет создана электронная версия УМК по добровольчеству.

В Общественной палате обсудили новые возможности волонтёрства в сфере образования Курсы по волонтёрству включают аудиторные и практические занятия, где подростки учатся реализовывать социальный проект, проводить мастер-классы, социальные квесты, флешмобы и т.д. По словам Хмайры Загладиной, в настоящее время идёт апробация УМК в более чем 20 регионах РФ.

«Сегодня даже при дистанционном обучении, отметила она, педагог может найти возможность вовлечь детей в различные виды активности, адекватные нынешней ситуации. Так, например, в учебном пособии по развитию волонтёрства авторы предлагают алгоритм создания социального ролика. Поскольку работа в небольших группах школьников допускается, такое занятие – это опыт, позволяющий проявить социальную активность, научиться чему-то новому, развить творческие способности».

В работе заседания «Развитие добровольчества в образовательных организациях: риски и новые реалии» участвовали представители педагогической науки (Ирина Фришман), социально ориентированных некоммерческих организаций (Галина Бодренкова, Елена Метелковская, Елена Захарова), сотрудники ФГБУ «Росдетцентр» (Александр Шестов), Корпоративного университета Российского движения школьников (Елена Белорыбкина), Ассоциации волонтёрских центров (Андрей Фёдоров) и другие участники. Вопросы, которые были подняты на заседании, заслуживают особого внимания с учётом сложной эпидемиологической ситуации.


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: