Рафаэль в русской культуре: к 500-летию со дня смерти художника
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Рафаэль в русской культуре: к 500-летию со дня смерти художника 01.12.2020

Рафаэль в русской культуре: к 500-летию со дня смерти художника

В 2020 году исполнилось 500 лет, как ушёл из земной жизни один из величайших художников эпохи Возрождения Рафаэль Санти. День рождения его пришёлся на 6 апреля, как и день смерти, – так «закольцевалась» жизнь этого удивительного человека.

Рафаэль СантиРафаэль, как Пушкин и Моцарт, прожил всего 37 лет, но оставил невероятно большое наследие: около 200 работ, 42 из них – изображения Богоматери.

Из трёх титанов Высокого Возрождения (к которым также относят Леонардо да Винчи и Микеланджело) Рафаэль долгое время был самым чтимым, все академии мира сделали его своим образцом. Это же официальное поклонение заставило впоследствии противников классического искусства охладеть к признанному кумиру. Но нужно быть справедливым: Рафаэль – это не тот благообразный, идеальный, благочестивый классик, как восприняли его последователи. Он живой и земной. Это ещё в 80-х годах XIX века почувствовал молодой художник М.А. Врубель: «Он глубоко реален. Святость навязана ему позднейшим сентиментализмом... Взгляни, например, на фигуру старика, несомого сыном, на фреске “Пожар в Борго” – сколько простоты и силы жизненной правды!»

Другой поклонник гения Возрождения живописец А.А. Иванов, рассматривая фрески Рафаэля в Ватикане, записал, что «каждая его фигура грандиозна и грациозна». Наверное, это нужно понимать так, что любой герой Рафаэля – это и макрокосм, и микрокосм одновременно: он несёт в себе величие Божьего Замысла и трепетную сущность земного человека.

В русской культуре у Рафаэля особый статус. Гравюрные копии «Сикстинской мадонны» – напоминание о вечной красоте и высокой духовности – украшали дома многих выдающихся людей, в том числе квартиру Ф.М. Достоевского в Петербурге, кабинет Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, столовую В.М. Васнецова.

Рафаэль и Екатерина II

Открытие Рафаэля в России началось во второй половине XVIII века – в эпоху Просвещения. Образованные дворяне начали путешествовать по Европе, посещать музеи, покупать книги с иллюстрациями, гравюры, картины, шпалеры и рассказывать о своих впечатлениях – как, например, Н.М. Карамзин в «Письмах русского путешественника». В повести «Евгений и Юлия» он, описав помолвку главных героев, так передаёт силу их чувств: «Если бы Рафаэль увидел сию сцену, то он забыл бы писать картину и в восхищении бросил бы кисть свою».

Начиная с эпохи Екатерины II, приобретение произведений мирового искусства становится для России делом государственной важности. Нельзя сказать, что именно за Рафаэлем тогда «охотились» специально – просто ставилась задача обогатить столицу империи шедеврами мирового уровня. Первыми работами Рафаэля, привезёнными в Россию, стали «Святое семейство» (иначе: «Мадонна с безбородым Иосифом») и «Святой Георгий, побеждающий дракона», купленные в 1772 году.  

Екатерина II обустраивала Петербург и его окрестности в стиле итальянского Возрождения: «в духе чистого рафаэлизма» были переделаны интерьеры Царскосельского дворца, затем Дж. Кваренги с некоторыми изменениями возвёл в Эрмитаже так называемые Лоджии Рафаэля. Они представляют собой каменную галерею в виде арок (аркаду), от пола до потолка декорированную съёмными росписями, выполненными в Италии по рисункам Рафаэля. Эти арки делят потолок на прямоугольные части равной длины, в каждой из которых находятся изображения на библейские темы. Всего здесь представлено 52 сюжета из Ветхого и Нового Заветов, от Сотворения мира до Тайной вечери. Часто эту галерею называют Библией Рафаэля.

Однако не все полотна-копии, сделанные в Ватикане, были выставлены в Эрмитаже: некоторые из них были куплены петербургскими сановниками. Граф Строганов создал в своём дворце на Фонтанке небольшие лоджии Рафаэля, многие копии ватиканских фресок художника оказались в Академии художеств и в Павловском дворце. Так Рафаэль потихоньку «осваивался» в Петербурге.

Лоджии Рафаэля. Эрмитаж   
Лоджии Рафаэля. Эрмитаж

Лоджии Рафаэля. Эрмитаж

Пушкин и «Мадонна» за сорок тысяч

В апреле 1830 года 30-летний Пушкин наконец-то получает от родителей Натальи Гончаровой согласие на брак. В конце июля того же года из Петербурга он пишет невесте в Москву: «Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что провожу часы перед белокурой Мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил её, если бы она не стоила 40 000 рублей».

Вот что поэт имел в виду: в витрине книжного магазина на Невском проспекте выставлялась для продажи картина Рафаэля, известная ныне как «Бриджуотерская Мадонна». Это была искусно выполненная копия.

Идеальный нежный овал, тонкие черты и особое сочетание достоинства и кротости «Бриджуотерской Мадонны» − всё, за исключением белокурости, и вправду было удивительно созвучно облику Натальи Николаевны, насколько мы можем судить по её акварельным портретам работы В. Гау и А. Брюллова. Но 40 тысяч за картину Рафаэля Пушкину действительно были не по карману. (Для сравнения: за «Бориса Годунова» он получил десять тысяч, за первое полное издание «Онегина» – двенадцать.) Однако поэт находит выход и создаёт изящную поэтическую «копию» картины – сонет «Мадонна»:

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Интересно, что в пушкинском восприятии Мадонна Рафаэля предстаёт и в качестве музейного артефакта («Не множеством картин старинных мастеров…»), и в то же время своеобразной иконой, созерцание которой «в простом углу» приносит радость, успокоение, благодать.

Сикстинская МадоннаПоэтический образ «Рафаэлевой Мадонны» для передачи чистоты и света земных красавиц стал традиционным для литературы 1800–1830-х годов. К этой картине обращались В.А. Жуковский, В.К. Кюхельбекер, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский, Н.П. Огарёв, И.А. Гончаров, А.А. Фет, А.К. Толстой и многие другие.

Например, В.А. Жуковский летом 1821 года, увидев в Дрездене самую главную Мадонну Рафаэля – «Сикстинскую», передал свои впечатления так: «…какое-то трогательное чувство величия в мою душу входило; неизобразимое было для неё изображение, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею». Так родилось выражение, знакомое нам всем уже по пушкинскому К*** («Я помню чудное мгновенье…»).

Что же есть в творчестве этого гения эпохи Возрождения такого, что привлекает любого нашего соотечественника? Ф.М. Достоевский упоминает «Сикстинскую Мадонну» и в «Подростке», и в «Бесах», и в «Преступлении и наказании». И.С. Тургенев устами Базарова, желающего разрушить авторитет («Рафаэль гроша медного не стоит…»), лишь подтверждает его значимость. Тот же Пушкин в «Моцарте и Сальери» обращается к произведению Рафаэля как к материальному воплощению духовного совершенства: «Нет. / Мне не смешно, когда маляр негодный / Мне пачкает Мадону Рафаэля…»

Не умолкал спор о самом известном творении Рафаэля и в ХХ веке. Высшее материнское начало увидели в «Сикстинской Мадонне» В.В. Вересаев (рассказ «Мать») и В.С. Гроссман (эссе «Сикстинская Мадонна»). Свои впечатления о встрече с картиной оставили философы П.А. Флоренский и С.Н. Булгаков, разные точки зрения на картину столкнул в романе «Кощеева цепь» М.М. Пришвин.

Гармонию, благодать, нежность, духовную глубину, душевность чувствуют люди всего мира, когда смотрят на произведения Рафаэля. Русский человек – а особенно русский писатель – не может остаться к этому равнодушным. Поэтому снова и снова мы будем почитать Рафаэля, восхищаться неземной красотой его образов и в то же время – чувствовать его связь с земным и живым...

Использованы источники

1. Культура.рф

2. pushkin-lit.ru

3. peterburg.center

4. rbook.me

5. mirfilologa.ru

Автор Лариса Петровна Смирнова, кандидат педагогических наук

С 16 по 26 декабря издательство «Русское слово» проведёт декаду по предметам художественно-эстетического цикла. Педагоги смогут поделиться идеями, пополнить свою методическую копилку интересными приёмами преподавания изо, музыки и технологии в школе, выиграть призы, а также разделить друг с другом радость творчества и познания. Издательство «Русское слово» также подготовило серию вебинаров, конкурсов, мастер-классов, посвящённых новогодним событиям.


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: