Информационная культура и особая миссия. Как помочь работе педагога-библиотекаря?
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Информационная культура и особая миссия. Как помочь работе педагога‑библиотекаря? 02.12.2020

Информационная культура и особая миссия. Как помочь работе педагога‑библиотекаря?

Современная школьная библиотека призвана стать одним из компонентов информационно-образовательного пространства школы. Её функционал подчинён не только образовательной деятельности, но и расширен информационно-просветительским, методическим, досуговым направлением. Фонд библиотеки, помимо учебной и учебно-методической литературы, включает и классическую, и современную художественную литературу; научно‑популярную и научно‑техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии; правилам безопасного поведения на дорогах, справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и‑профессиональному самоопределению обучающихся.

«Школьная библиотека, согласно ФГОС, должна обеспечивать доступ к цифровым информационным ресурсам, отражающим как учебную программу, так‑и‑интересы, и‑культуру пользователей. Очевидно, что это невозможно без развития библиотечной системы, внедрения в работу библиотек информационных технологий и нового образа библиотекаря, – говорит Элла Шадрина, методист издательства «Русское слово». – Сегодня педагог‑библиотекарь – это особая миссия. Он выступает в роли воспитателя, тьютора (наставника), учителя-предметника и возлагает на себя функцию просвещения, социальной защиты, сохранения здоровья детей и подростков».

Однако, несмотря на то, что цифровая эпоха активно вступает в свои права и информационная среда библиотеки дополняется электронной инфраструктурой и цифровыми изданиями, бумажная книга остаётся равноправным партнёром электронной. Навыки поиска и отбора информации из печатных первоисточников – это полезные привычки современного человека. Кроме того, важно привлечь учеников к изучению книги как культурной ценности.

Чудо, имя которому — книга: основы информационно-библиографической грамотности: учебное пособие для общеобразовательных организаций«Книга по-прежнему остаётся не только главным источником информации, но и верным другом человека. А друзей надо уметь выбирать, хорошо знать историю их жизни и правильно общаться с ними»,пишет Татьяна Кашурникова, автор учебного пособия «Чудо, имя которому – книга», выпущенного издательством «Русское слово».

Пособие «Чудо, имя которому – книга», изданное в 2018 году, ориентировано на учеников 5–7 классов. Оно знакомит ребят с историей возникновения и развитием книги, рассказывает о появлении письменности и самых известных библиотеках мира. Пособие позволяет сформировать у школьников культуру работы с информацией, умение осуществлять её поиск и обработку, использовать различные виды печатных изданий. Его можно использовать на внеурочных занятиях по основам информационно-библиографической грамотности, а также в рамках других учебных курсов. К учебному пособию выпущены методические рекомендации.

Издание построено таким образом, что юные читатели могут закрепить полученные знания на практике. В пособии «Чудо, имя которому – книга» предлагаются разнообразные практические творческие работы, ориентированные не только на индивидуальные, но и на коллективные формы выполнения. Разгадать тематический кроссворд, составить аннотацию на любимую книгу, издать школьный журнал, совершить воображаемое путешествие во времени – автор предлагает школьникам‑книголюбам разнообразие заданий. В ходе них дети учатся взаимодействовать в команде и общаться между собой, формируют лидерские качества, умение логически мыслить, отстаивать свою точку зрения. Предлагаемые проекты дают возможность оживить привычные библиотечные мероприятия (традиционные беседы‑лекции, читательские конференции, обсуждения), которые уже не вызывают широкого интереса у современных детей.

«На занятиях стоит найти время для обсуждения прочитанных книг по определённой тематике и устроить, например, День фэнтези, День детективов. Или обсудить в формате "круглого стола" книги, художественные и научно-популярные, которые школьники читают по собственному желанию. Возможны варианты конкурса "Читаю для других", который позволит участникам проявить актёрское мастерство. Это поможет учителю получить информацию о читательских предпочтениях, об уровне читательской культуры учеников», – говорит Элла Шадрина.

Отдельно стоит остановиться на темах «Как работать с книгой?» и «Как пользоваться библиотекой?». Зачастую ребёнку трудно преодолеть стереотип и понять, что книгу можно не просто читать, но и работать с текстом. Для этого в пособии «Чудо, имя которому – книга» раскрываются алгоритмы и цели чтения, а также предлагаются способы запоминания текста. Ученикам пригодится такая форма работы для написания изложения или сочинения, при подготовке к экзаменам. Материалы пособия научат школьников правильно пользоваться библиотекой, оперативно находить качественную и достоверную информацию из первоисточников. Очевидно, что информационно-библиографическая грамотность открывает учащимся широкие возможности для самостоятельной работы с различными источниками, а важность её в нынешних условиях только возрастает.

Современная библиотека – это информационная среда, обеспечивающая свободный и эффективный доступ к источникам информации. От работы школьной библиотеки сегодня во многом зависит эффективность всего учебного процесса. Понимая это, издательство, помимо учебников в печатной и электронной формах, предлагает серии книг «Детская классика», «В помощь школе», «Школьная историческая библиотека», «Путешествие в историю», «Школьные словари», «Готовимся к ЕГЭ», «Библиотека педагога» и другие. С учётом развития современных технологий и их применения в образовательном процессе издательством выпущены серии видеолекций, мультимедийных пособий, электронных справочных пособий. Ассортимент изданий, предлагаемых в школьные библиотеки, постоянно расширяется. Формирование библиотечного фонда школ и помощь педагогам‑библиотекарям – в числе главных направлений деятельности издательства «Русское слово».


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: