Донести красоту, гармонию и интригу математики до каждого ребёнка… Вспоминая Бориса Гейдмана
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Донести красоту, гармонию и интригу математики до каждого ребёнка… Вспоминая Бориса Гейдмана 15.01.2021

Донести красоту, гармонию и интригу математики до каждого ребёнка… Вспоминая Бориса Гейдмана

Борис Петрович ГейдманУчебники Б.П. Гейдмана по математике для начальной школы хорошо знакомы педагогам, ученикам и родителям. Почему эти учебники завоевали такое признание, что их возвращения в Федеральный перечень ждали с нетерпением? Связано ли это с личностью автора? О встрече с Б.П. Гейдманом и об отношении педагогического сообщества к его «Математике» вспоминает Алевтина Фёдорова, кандидат педагогических наук, доцент, почётный работник высшего профессионального образования РФ, методист издательства «Русское слово».

Математика Гейдмана, или Воспоминания о былых встречах

Борис Петрович ГейдманС Борисом Петровичем Гейдманом, автором известного УМК «Математика» для 1‑4 классов, я встретилась единственный раз в середине 2000-х годов. И это произошло на курсах повышения квалификации учителей в Чувашском республиканском институте образования.

С 2001 года в 73 регионах России шла апробация множества учебно-методических комплектов, созданных для уровня начального общего образования в рамках широкомасштабного эксперимента «Совершенствование структуры и содержания общего образования», и Чувашская Республика была активным участником этого эксперимента. Иными словами, педагогические коллективы региона уже были в какой-то мере избалованы разнообразием учебников математики.

Знакомство с автором «ещё одного учебника математики» состоялось по предложению Галины Петровны Черновой. На тот момент она занимала должность министра образования региона и искренне переживала за качество республиканского образования, заставляя подчинённых особое внимание уделять развитию одарённых детей, так называемых «олимпиадников», уже с начальной школы. А о Гейдмане прежде всего было известно как о педагоге с высокими олимпиадными показателями.

На встречу с Борисом Петровичем пришли две группы: педагоги начальных классов и учителя математики, работающие в основной и старшей школе. Аудитория сначала отнеслась к лектору скептически: в возрасте, невзрачный, невысокого роста. «Ну, что нового нам скажете?» – так можно было описать атмосферу в зале. Но к концу встречи актовый зал светился другой аурой. Борис Петрович с энциклопедическим знанием предмета и тонким искромётным юмором заряжал всех жизнеутверждающей «методической перспективой в преподавании математики»!

«Неважно, решают наши дети олимпиадные задания с ходу или нет, но нам необходимо стараться доносить красоту, гармонию, интригу математики до каждого ребёнка», – утверждал Борис Гейдман.

Ирина Энгельсовна МишаринаДействительно, это был лектор – носитель высочайшей образовательной культуры, причём не только математической, а более широкой, всеобъемлющей культуры. С той встречи запомнилась нам и Ирина Энгельсовна Мишарина, соавтор Бориса Петровича, сопровождавшая его с огромным уважением и благоговением.

Ещё одно воспоминание связано с началом апробации в школах Чувашской Республики УМК «Начальная инновационная школа», в состав которого входит «Математика» Б.П. Гейдмана. С 2011 года кафедра начального образования планировала запустить апробацию данного комплекта в восьми школах региона, и предстояло проведение установочного семинара для участников мероприятия. В числе педагогов, берущих на апробацию УМК «Начальная инновационная школа», оказалась моя однокурсница Нина. Наспех полистав учебники математики, она обиженно проговорила: «Зачем вы вовлекаете меня в апробацию? Математика здесь подаётся очень по‑простому и по‑обычному…» Однако при подведении итогов первого года апробации УМК «Начальная инновационная школа» моя знакомая во всеуслышание признала, что поспешно сделала такой вывод об учебниках.

Математика: учебник для 1 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1Математика: учебник для 2 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1.«Да, учебник классический, но наряду с методическими приёмами и находками, ставшими классикой, используются новые методики для обучения решению комбинаторных и логических задач, задач на равновеликость и равносоставленность плоских геометрических фигур. Я в восхищении! Могу сказать, что в полной мере на практике убедилась в правильности слов В.Д. Еремеевой, что мальчиков и девочек надо и любить по‑разному, и учить по‑разному. "Математика" Гейдмана оказалась глотком свежего воздуха, особенно для мальчиков, способных к математике, для детей с техническим складом ума. Уроки с этим учебником интересны, объёмны, последовательны, не перегружены», – сказала Нина Капитонова, педагог Калининской СОШ Вурнарского района Чувашской Республики.

Как человек, долгие годы руководивший кафедрой начального образования, я могу добавить, что во всех школах региона «Математика» от издательства «Русское слово», попав сначала в один класс, становилась популярной среди всех учителей начальных классов и использовалась не только в качестве основного, но и в качестве дополнительного учебного пособия независимо от того, по какому УМК работал учитель по другим предметам.

Математика: учебник для 3 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 Математика: учебник для 4 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2

Отрадно отметить, что учебники Б.П. Гейдмана, И.Э. Мишариной, Е.А. Зверевой «Математика» для 1‑4 классов успешно прошли апробацию и согласно протоколу заседания Научно-методического совета по учебникам от 11 ноября 2020 г. № Д04 7/04пр рекомендованы для включения в Федеральный перечень учебников, допущенных к  использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

В заключение хочется вспомнить слова Бориса Петровича. «Любовь – она приходит и уходит, а математика остаётся всегда!» говорил он в шутку. Работая по его учебникам математики, мы будем верить, что «Российская земля продолжает рождать умнейших, талантливейших детей»!

Автор Алевтина Рюриковна Фёдорова,

методист издательства «Русское слово»,

кандидат педагогических наук, доцент,

почетный работник высшего профессионального образования РФ


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: