Микеланджело: гений Возрождения, воспевший красоту человеческого тела
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Микеланджело: гений Возрождения, воспевший красоту человеческого тела 18.02.2021

Микеланджело: гений Возрождения, воспевший красоту человеческого тела

Одинокий гений Возрождения – Микеланджело (1475–1564), скульптор, живописец, архитектор и поэт, философ. Он был глубоко религиозным человеком, но при этом воспевающим красоту человеческого тела. Человек противоречий. Вот что он написал в своём сонете, созданном в ответ на строки о его скульптуре «Ночь»:

Мне сладко спать, а пуще камнем быть,

Когда кругом позор и преступленье,

Не видеть и не слышать – вот спасенье…

За свою долгую жизнь мастер накопил немало врагов: Рафаэль, Леонардо да Винчи – это лишь часть длинного списка, в котором были и вельможи, и римские папы. И при этом все признавали его талант и мастерство. Мастер часто избегал неприятностей благодаря только своему гению и востребованности. Художник пренебрегал заказами богатых и влиятельных персон, если считал, что заказ не соответствовал его взгляду творца.

Микеланджело помогал нуждающимся, поддерживая деньгами малознакомых ему людей. Сам же, обладая большим состоянием, жил скромно и в аскетичных условиях. Огромная сила воли, непомерная энергия и трудолюбие позволили ему стать выдающейся, признанной личностью уже при жизни. Именно о нём писал Вазарелли: «…пусть никому не покажется странным, что Микеланджело любил одиночество, как человек, влюблённый в своё искусство, которое требует, чтобы человек был предан ему целиком и только о нём и размышлял; и необходимо, чтобы тот, кто хочет им заниматься, избегал общества, ибо тот, кто предаётся размышлениям об искусстве, одиноким и без мыслей никогда не остаётся, те же, кто приписывает это в нём чудачествам и странностям, заблуждаются, ибо кому желательно работать хорошо, тому надлежит удалиться от всех забот, так как талант требует размышлений, уединения и покоя, а не мысленных блужданий».

Сикстинская капелла (фрагмент)

Сикстинская капелла (фрагмент). Ватикан, Италия

Многофигурная роспись в Сикстинской капелле стала ярким гимном творчества Буонарроти. Папа римский Юлий II задумал реставрировать имеющиеся фрески и дополнить их новыми картинами, для чего в 1508 году пригласил в Рим Микеланджело Буонарроти.

«Любопытно, что сам мастер считал себя архитектором и скульптором более, чем художником, роспись была для него новым делом, которое он не очень любил. По его мнению, "живопись хороша для дам", – поясняет Элла Шадрина, методист издательства

"Русское слово". – Кстати, художник к тому моменту, можно сказать, вообще не имел опыта работы с фреской. Он получил некоторые навыки, когда, будучи юным, проходил обучение в мастерской Доменико Гирландайо, одного из ведущих венецианских художников середины и конца XV века».

Считается, что первоначально для росписи потолка капеллы собирались позвать гения итальянского Возрождения – Рафаэля Санти. Но как бы там ни было, над потолком работал Буонарроти, и девять картин из «Книги бытия» вошли в число лучших произведений мастера. Микеланджело отказался от помощников, потому что они, на его взгляд, не могли работать полноценно (то есть без перерывов и отдыха, забывая про еду).

Поскольку Микеланджело трудился над росписью около четырёх лет, а на этот период нельзя было прекратить богослужения, художнику пришлось разработать для себя особую подвесную люльку, которая закреплялась под самым потолком и не мешала передвижениям людей внизу. Но для мастера, работавшего в одиночку, это стало испытанием. Вот как он описывал свою работу над росписью:

От напряженья вылез зоб на шее

Моей, как у ломбардских кошек от воды.

А может быть, не только у ломбардских.

Живот подполз вплотную к подбородку,

Задралась к нёбу борода. Затылок

Прилип к спине, а на лицо от кисти

За каплей капля краски сверху льются

И в пёструю его палитру превращают.

Спустя четверть века уже шестидесятилетний художник ещё раз вернулся под своды Сикстинской капеллы, чтобы создать другой шедевр – свой знаменитый «Страшный суд». На эту огромную фреску у алтаря ушло несколько лет, с 1536 по 1541 год. Автор изобразил в общей сложности около 400 библейских персонажей. Результат того стоил: по легенде, понтифик Павел III был настолько потрясён увиденным, что упал на колени в молитве.

Страшный суд (фрагмент)

«Страшный суд» (фрагмент) Фото: miritaly.ru

Изобразительное искусство: учебник для 7 (8) класса общеобразовательных организаций«Стоит обратить внимание на интересный факт: Микеланджело, будучи ценителем человеческого тела, изображал многих персонажей обнажёнными, однако нашлись критики, которых возмутила "неприличная" картина. Спустя четверть века художнику Даниэле да Вольтерра пришлось дорисовать на "Страшном суде" накидки и набедренные повязки, за что он остался в истории под ироничным прозвищем "штанописец"», – говорит Элла Шадрина.

Полноценный учебный материал УМК «Изобразительное искусство» развивает в школьниках эстетику чувств, восприятие образа в искусстве. Так, например, в процессе знакомства с основными пропорциями человека, найденными в разные исторические периоды Поликлетом (Древняя Греция), Леонардо да Винчи (Возрождение), Ле Корбюзье (ХХ век), у обучающихся формируется представление о многообразии индивидуальных пропорций, которые делают всех людей неповторимыми и уникальными.

Линии учебников по изобразительному искусству выпущены издательством «Русское слово» для 1–4 классов и 5–8 классов. Учебники соответствуют ФГОС и реализуют интегрированный полихудожественный подход к обучению, учитывающий взаимодействие изобразительного искусства с другими видами искусства (театр, танец, кино, музыка, литература) и учебными дисциплинами.


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: