Дорога в космос. Как рассказать о космических путешествиях на уроках литературного чтения?
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Дорога в космос. Как рассказать о космических путешествиях на уроках литературного чтения? 12.04.2021

Дорога в космос. Как рассказать о космических путешествиях на уроках литературного чтения?

Дорога в космос: рассказ о Вселенной и космических полётах в учебниках
Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение»

Литературное чтение: учебник для 3 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2Как объяснить ребёнку устройство Вселенной? Может быть, так, как познавало мир само человечество? Сначала рождаются мифы, легенды, которые помогают понять, почему светит солнце и дует ветер, день сменяется ночью, откуда на небе звёзды… «Наблюдая за Луной, люди не переставали изумляться, как она, будто в сказке, то росла от узенького серпа до круглого яркого диска, то постепенно убывала, пока не исчезала совсем. А через некоторое время всё повторялось, и конца этому не было. Задумались люди: может быть, по Луне можно отсчитывать время? И они создали календарь, по которому стали вести счёт неделям и месяцам» (В. Горьков, Ю. Авдеев, «Космическая азбука»). Позднее, по мере развития науки, человек открывает для себя суть природных явлений, строение Солнечной системы и многое другое. Ребёнок проходит тот же путь – только не за тысячелетия и века, а за годы и месяцы.

Можно рассказать детям о космических объектах и небесных явлениях, наделяя их свойствами живых существ. Например, почему у месяца нет платья? Может, потому, что каждый раз, когда он приходил на примерку, платье оказывалось то велико, то мало? Так повествует о смене фаз Луны сербская народная сказка. При этом школьник понимает, что такое объяснение – лишь шутка, игра, и сам становится участником такой игры: «Ох, до чего же хитры второклассники… Они притворяются, будто не знают, что наша Земля вертится, словно волчок, и подставляет Солнцу то один бок, то другой!» (Дж. Родари, «Откуда берутся день и ночь?»)

Литературное чтение: учебник для 3 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2Детские писатели очеловечивают космические объекты, чтобы они стали ближе к ребёнку, не пугали и не отталкивали своей сложностью. Например, Владислав Горьков и Юрий Авдеев в книге «Космическая азбука» так объясняют размеры нашей планеты и её спутника: «Если сделать шары размером с Землю и поставить их друг на друга, то тридцатый коснётся Луны… Значит, не только Земля, как в карусели, мчится вокруг Солнца, Луна, кружась вокруг Земли, образует ещё одну, меньшую карусель». А Феликс Кривин в цикле о небесных явлениях «Прабабушка наша Вселенная» рассказывает о солнечной энергии легко и с иронией: «Без Солнца невозможна никакая жизнь на Земле – представляешь, какая жизнь должна быть на самом Солнце? А какая? А никакая. На Солнце нет жизни, хотя без Солнца невозможна жизнь на Земле. Вот тебе и раз! Учит жить других, а само жить не умеет. Такое иногда случается. Солнце ведь не только учит жить Землю, оно отдаёт ей своё тепло. А когда отдаёшь тепло, тогда помогаешь жить другим».

Литературное чтение: учебник для 3 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2В учебниках Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение» тексты о Вселенной, звёздах, планетах и других космических телах представлены в разных жанрах: это отрывки из научно-популярных произведений, сказки, стихотворения, рассказы. И если учёные могут рассказать о фактах и явлениях, используя цифры, объясняя причины и следствия, то писатели, художники передают свои ощущения от того, насколько велик мир, в котором мы живём, и каковы границы того, что нам ещё неизвестно. Например, объяснить, насколько маленьким становится каждый из нас в масштабах планеты или Вселенной, можно с помощью стихотворения Эммы Мошковской («Мама, я, кузнечик и птица»):

      Сидит очень смелый кузнечик,
      сидит и на поезд глядит,
      как страшный огромнейший поезд
      куда-то летит и пыхтит…

      Как быстро он мчится всё прямо
      куда-то в другие края!
      И спит в нём громадная мама
      и страшный, огромнейший, я.

      А в небе высоко-высоко
      какая-то птица летит.
      Летает какая-то птица
      И тоже на поезд глядит.

      Он маленький-маленький, поезд!
      Что тихо ползёт, как змея.
      И спит в нём булавочка-мама
      и маленький-маленький я…

Валентина Терешкова пробует космическую еду

Литературное чтение: учебник для 4 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.2Примерно так же увидел Землю Юрий Гагарин во время полёта 12 апреля 1961 года: «В иллюминаторах показалась далёкая земная поверхность. В это время “Восток” пролетал над широкой сибирской рекой. Отчётливо виднелись на ней островки и берега, поросшие тайгой, освещённой солнцем» (Ю. Гагарин, «Дорога в космос»). А после возвращения – река, поле, люди – всё снова становится большим: «Всё ближе и ближе Земля… Семь тысяч метров… Внизу блеснула Волга. Гагарин… вернулся из космоса в те самые места, где впервые в жизни летал на самолёте…

Гагарин приземлился на вспаханное поле, и первыми, кто его встретил, была жена лесника с шестилетней внучкой Ритой.

– Неужели из космоса? – не совсем уверенно спросила женщина.

– Представьте себе, да! – ответил Гагарин…» (М. Водопьянов, «106 минут вне Земли»).

Сейчас уже прошло то время, когда большинство детей мечтали стать космонавтами. Но, несмотря на то, что существуют снимки и видеотрансляции из космоса, ощущения человека, пребывающего в безвоздушном пространстве, продолжают завораживать.

А какие навыки нужны космонавту? Как проходили поиски человека, который должен был полететь в космос? Об этом предлагают задуматься авторы книги «Космическая азбука»: «Кто первым должен полететь в космос: врач, моряк, инженер или лётчик?.. Ближе всех к этой мечте оказались военные лётчики‑истребители. Они летают на большой высоте, в скафандрах, знают, что такое перегрузка, невесомость, умеют прыгать с парашютом».

Дорога в космос. Как рассказать о космических путешествиях на уроках литературного чтения?Дорога в космос. Как рассказать о космических путешествиях на уроках литературного чтения?Не менее интересно детям и то, как проходит жизнь на борту космического корабля. Как обедают, спят, какой режим дня соблюдают космонавты? Об этом в учебнике «Литературное чтение» для 3 класса можно узнать из первых уст – из воспоминаний Алексея Леонова, человека, первым вышедшего в открытый космос: «Наступило время обеда. Павел Иванович достал упаковку с продуктами и как‑то неосторожно раскрыл её. Из упаковки тут же вылетели наши тубы с борщом, консервные банки и хлеб в пакетах… Обед летал по кораблю. Нам пришлось потратить много времени, чтобы всё это поймать и положить под закрепляющие резинки… В космосе надо уметь и есть. Если будешь жевать, не закрывая рта, или говорить при этом, то крошки хлеба, каша сразу же вылетят изо рта и будут плавать под носом… Когда я пил черносмородиновый сок из тубы, то немножко пролил его. Сок сразу превратился в круглый вишнёвый шар и начал плавать по кораблю…» (А. Леонов, «Обед в космосе»)

При этом каждый космонавт понимает, что находится в космосе не для развлечения и не из любопытства, его задача – работать, следить за своими ощущениями, контролировать работу техники, чтобы неизведанное космическое пространство становилось ближе и понятнее для любого человека на Земле – а особенно для тех, кто мечтает побывать в нём.

Рассказывая ребёнку об устройстве Вселенной и полётах человека в космос, мы говорим не только о физических величинах и технических характеристиках, – мы говорим о том, насколько необъятны возможности человеческого разума и силы духа: «Куда бы ты ни шёл, куда бы ты ни плыл, ни летел, – помни, что ты идёшь по Звёздному Пути. Ты идёшь по пути, который ведёт к звёздам» (Ф. Кривин, «Прабабушка наша Вселенная»).

Автор Смирнова Ольга Олеговна,
руководитель центра «Начальная инновационная школа» издательства 

Ко Дню космонавтики и 60-летию первого полёта человека в космос интернет-магазин издательства «Русское слово» объявляет акцию «МКС: много космических скидок». Только три дня, с 12 по 14 апреля, на весь ассортимент печатных изданий действуют скидки до 60 процентов. Не пропустите!

Интернет-магазин издательства «Русское слово» объявляет акцию «МКС: много космических скидок»


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: