Русское ударение: какие варианты равнозначны, а какие допустимы?
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Русское ударение: какие варианты равнозначны, а какие допустимы? 14.04.2021

Русское ударение: какие варианты равнозначны, а какие допустимы?

Русское словесное ударение, в отличие от ударений в иностранных языках, не имеет строгого закрепления на какой-либо части слова или слога. Оно разноместно, то есть может стоять в любой части слова. Например, в слове ро́ссыпь ударение ставится на приставку, а в слове звони́т — на окончание. Кроме того, ударение может изменять своё положение при изменении формы слова, то есть быть подвижным, например, в формах прошедшего времени глагола прожи́ть ударение меняет своё место расположения: про́жил, прожила́.

Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1В ряде слов существуют варианты ударения, связанные с историческими изменениями в языке. Возникают они потому, что наш язык развивается, одни формы сменяют другие, и в результате постоянного движения новая форма не сразу вытесняет старую. В процессе такого естественного «движения» языка появляются слова с двойными ударениями. В словаре они помещаются с пометами и или доп. (допустимо). Помета и говорит о равнозначном варианте:

одновре́менно и одновреме́нно

ма́ркетинг и марке́тинг

пе́тля и петля́

джи́нсовый и джинсо́вый

де́вичий и деви́чий

Помета доп. означает, что предпочтительнее выбрать первый вариант произношения:

Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1

творо́г и доп. тво́рог

раку́шка и доп. ра́кушка

деньга́м и доп. де́ньгам

ржа́веть и доп. ржаве́ть

кулина́рия и доп. кулинари́я

ми́зерный и доп. мизе́рный

волна́м и доп. во́лнам

Но нельзя путать слова, в которых ударение различает лексическое значение слова:

Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1 Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1

фено́мен — особенное явление, редкий факт

феноме́н — человек, отличающийся выдающимися способностями, талантами, чертами

а́тлас — собрание географических карт

атла́с — ткань

остро́та — остроумное выражение

острота́ — свойство предмета (острота́ ножа)

или форму слова:

Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1но́сите — изъявительное наклонение глагола (Как вы но́сите такую тяжёлую сумку!)

носи́те — повелительное наклонение глагола (Носи́те эту брошь, она вам идёт.)

слова́ — множественное число (Вы говорите правильные слова́.)

сло́ва — родительный падеж (Не говорите ни сло́ва!)

В учебниках «Русский язык» для основной школы под редакцией доктора педагогических наук, профессора, академика РАО Е.А. Быстровой вопросам ударения уделяется много внимания в рубрике «Говорим правильно», в 5 классе с особенностями постановки ударения школьники знакомятся в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография».

Если есть сомнения в выборе ударения, всегда можно обратиться к авторитетным орфоэпическим словарям. Словарик орфографических и орфоэпических трудностей есть непосредственно в учебниках русского языка для 5–9 классов под редакцией Е.А. Быстровой.

Автор Татьяна Фомина, ведущий редактор

Филологического центра

издательства «Русское слово»

Линия учебников по русскому языку для 5–9 классов под редакцией доктора педагогических наук, профессора, академика РАО Е.А. Быстровой включена в Федеральный перечень (№ 1.1.2.1.1.2.1–1.1.2.1.1.2.5) и входит в единую систему учебников по русскому языку, разработанную на основе преемственности начального, основного и среднего общего образования («Русский язык» для 1–4 классов. Авторы: Л.В. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова. «Русский язык» для 10–11 классов. Базовый уровень. Авторы: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина).


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: