Как формируется лингвистическая компетенция школьников?
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Как формируется лингвистическая компетенция школьников? 11.08.2021

Как формируется лингвистическая компетенция школьников?

Предметный раздел. Русский языкИздательство «Русское слово» продолжает публикацию материалов, посвящённых изучению русского языка. В прошлый раз мы говорили о выдающихся учёных‑лингвистах, информация о которых системно представлена в линии учебников издательства «Русское слово» по русскому языку. Сегодня речь пойдёт о формировании лингвистической компетенции посредством УМК «Русский язык» для 5–9 классов под редакцией академика РАО Е.А. Быстровой.

Давайте рассмотрим задания, которые дают учителям русского языка, работающим по УМК под редакцией Е.А. Быстровой, ряд преимуществ и помогают собрать воедино понятие «лингвистическая компетенция».

Взгляните на рубрику «Русский язык в мире других языков» (ниже приведены примеры из учебников для 5 и 6 классов).

На страницах учебника по русскому языку для 5 класса

На страницах учебника по русскому языку для 6 класса

Какую цель поставили авторы? В первую очередь это межпредметное взаимодействие, что формирует другой взгляд на изучаемый в школе иностранный язык и также помогает понять, что для кого-то русский тоже является иностранным (в силу возраста и отсутствия определённого опыта дети воспринимают свой язык не более чем как «свой»). Подобная работа просто необходима для формирования мотивации к изучению других языков и пониманию серьёзной информации о происхождении языков и их определённой общности.

А теперь посмотрим на рубрику «Проектное задание», где авторы просят школьников провести лингвистическое наблюдение в рамках изучаемой темы (далее примеры, взятые из учебников для 6, 7 и 8 классов).

На страницах учебника по русскому языку для 6 класса

На страницах учебника по русскому языку для 7 класса

Это уже групповая проектная работа – серьёзное исследование, которое даёт возможность не только заинтересовать детей той или иной информацией, но и убедить их, что изучение родного языка не ограничивается правописанием. Вот где наука – увидеть процессы, сделать выводы, создать свою машину времени, воспользоваться собственным опытом! Или просто оглянуться по сторонам.

На страницах учебника по русскому языку для 7 классаНа страницах учебника по русскому языку для 8 класса

Подобная работа учит видеть, анализировать, сопоставлять. Язык – явление, которое находится в постоянном развитии, дети учатся это понимать на уроках русского языка и принимать.

Стоит напомнить, что линия учебников «Русский язык» для 5–9 классов под редакцией Е.А. Быстровой включена в действующий Федеральный перечень. Линия входит в единую систему учебников по русскому языку, разработанную на основе преемственности начального, основного и среднего общего образования («Русский язык» для 1–4 классов Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой; «Русский язык» для 10–11 классов Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной (базовый уровень).

Автор Ирина Громовик,
методист издательства «Русское слово»


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: