В преддверии нового учебного года для того, чтобы по доброй традиции подвести итоги и задать новые векторы развития воспитания, на онлайн-встречу «НЕПЕДСОВЕТ: вопросы, на которые вместе ищем ответы» собрались ведущие эксперты в вопросах воспитания детей и подростков, представители СМИ, научного сообщества из Российской академии образования и РАНХиГС, работники общеобразовательных организаций. В онлайн-встрече приняла участие Хмайра Загладина, кандидат исторических наук, руководитель Центра социализации, воспитания и дополнительного образования издательства «Русское слово», член Координационного совета при Общественной палате РФ по развитию добровольчества, научный руководитель сети инновационных площадок.
В 2020 году по инициативе Президента России Владимира Путина были внесены изменения в закон «Об образовании в Российской Федерации». Одним из ключевых изменений является поправка об усилении воспитательной роли образовательного процесса. С 1 сентября все школы России начнут работать по новому документу – «Рабочая программа воспитания».
Партнёр издательства «Русское слово» – Академия инновационного образования и развития во главе с Ольгой Рубцовой провела большую работу по организации онлайн‑встречи. Педагогами страны как из крупных мегаполисов, так из сельских малокомплектных школ были присланы сотни вопросов по организации воспитательной работы в школах и системе дополнительного образования детей.
В своём выступлении Хмайра Загладина отметила: «Сегодняшняя встреча – это не только площадка для размышлений и поисков ответов, но и реальная возможность поддержать педагогов, дать некоторые советы, предложить им конкретные инструменты, методики, разработки для воспитательной работы, которые сегодня появляются. Издательство уделяет большое внимание вопросам воспитания и успешной социализации детей и подростков, нами выпущены учебно‑методические комплекты по внеурочной деятельности и дополнительному образованию детей».
Были обсуждены актуальные вопросы наполнения содержанием Рабочей программы воспитания в условиях информационной открытости образовательных организаций и её внедрения в учебно-воспитательный процесс. Говорилось о том, что сегодня всё интенсивнее идёт обновление содержания воспитания, а также появление новых «игроков» на образовательном пространстве нашей страны.
«Очень важно обратить внимание на характерные черты жизни современной школы, – продолжила Хмайра Загладина, – развивается частно‑государственное партнёрство, управляющие советы школ всё большее внимание уделяют вопросам воспитания. Бизнес-структуры и социально ориентированные некоммерческие организации всё чаще участвуют в образовании, а их помощь школе, педагогам и родителям становится всё более ощутимее. Они предлагают креативные программы, инновационные методики, поддерживают инициативы, идущие снизу, открыты любым идеям. Так, например, Общероссийская общественно‑государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», в которой участвует около 1 млн человек, всё активнее завоёвывает образовательно-воспитательное пространство».
На встрече было сказано, что современные педагоги очень нуждаются в качественных программах воспитания, учебно-методических комплектах, посвящённых вопросам воспитания и социализации. В издательстве сегодня созданы и успешно прошли апробацию в регионах:
– УМК по волонтёрству для внеурочной деятельности;
– Курс по кибербезопасности академика Солдатовой Галины Владимировны;
– пособия для педагогов, руководителей ОО и родителей по профилактике буллинга;
– УМК по профориентации «Профессиональный навигатор».
Все эти пособия и УМК существенно помогут педагогам в продвижении новых воспитательных практик.