Владимир Никишин: История – это увлекательный роман без конца…
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Владимир Никишин: История – это увлекательный роман без конца… 31.08.2021

Владимир Никишин: История – это увлекательный роман без конца…

Владимир Олегович Никишин, старший преподаватель исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и по совместительству учитель истории в средней школе №1576 г. Москвы1 сентября начинается новый учебный год – радостная и напряжённая пора для школьников и учителей, пора ожиданий и тревог, трудностей и открытий. Школьные годы – время определения жизненного пути. Каждый из нас может вспомнить учителей, вызывавших стремление стать на них похожими. Одной из наиболее ярких и запоминающихся личностей для многих становится учитель истории. Это не удивительно, ведь превратить скучную вереницу дат в увлекательное путешествие в прошлое не каждому под силу.

Накануне Дня знаний о профессии историка и об учительском призвании мы беседуем с одним из авторов учебника для 5 класса «Всеобщая история. История Древнего мира» издательства «Русское слово» Владимиром Никишиным, старшим преподавателем исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и учителем истории средней школы №1576 г. Москвы.

Р.С.: Владимир Олегович, как Вы выбрали профессию историка?

Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных организацийВ.Н.: Сколько себя помню, я всегда хотел быть историком. Быть историком – это modus vivendi et modus operandi, то есть образ жизни и образ действия, это призвание. Наконец, историком, как и поэтом, надо родиться. Хотя историк больше чем поэт: он и ремесленник, и художник, и учёный. Историей стоит заниматься хотя бы потому, что она интересна, ведь история – это сама жизнь, а что может быть интереснее жизни во всех её разнообразных проявлениях? История – это знание о людях, их поступках и страстях, история – это увлекательный роман без конца, хотя интересно было бы знать, чем же всё это кончится... История практически никого (за редчайшим исключением) и почти ничему не учит, но безумно интересна и увлекательна как предмет, поэтому люди всегда будут ею интересоваться, а кто-то и заниматься профессионально.

Человек, занимающийся наукой, как правило, параллельно преподаёт: проводит уроки и семинары, читает лекции. Давно известно: для того чтобы хорошо знать свой предмет, его надо преподавать. Недаром древние говорили: «Docendo discimus» («Обучая, мы учимся сами»). Кроме того, с подрастающим поколением бывает (хотя и, увы, далеко не всегда) очень даже интересно, познавательно и приятно работать. Так что выбор профессии преподавателя мне дался без особого труда и долгих размышлений.

Р.С.: Как должен делать своё дело учитель?

По моему мнению, учитель должен не поучать и назидать, а помогать учиться, не предлагать готовое решение и не диктовать менторским тоном под запись какую-нибудь забронзовевшую истину, а пригласить ученика вместе порассуждать и поразмышлять над каким-нибудь вопросом, дабы он сам попробовал на вкус сладкий плод ученья. Учитель не должен давить авторитетом, но должен уметь слушать и слышать своих учеников, наконец, просто разговаривать с ними, вступая в общение на равных, и тогда будет добрый результат. Учитель не должен быть похож ни на клоуна, призванного потешать и развлекать, ни на лошадь, которую год за годом гоняют по кругу. Это в идеале. В реальной жизни, на практике, когда стоишь у станка, всякое бывает: приходится порой и назидать, и вдалбливать (ужасное слово, и не только грамматически!), чтобы дошло и до ума, и до сердца, и не факт, что будет ожидаемый результат! Это Конфуций мог выбирать и брался за обучение молодых людей только тогда, когда видел в них желание и способности (если сказал про один угол квадрата, а тот уже додумался до трёх остальных, как говорится в книге «Лунь Юй»). Хорошо готовить будущих призёров и победителей олимпиад, а кто же будет работать с остальными? Вопрос риторический. Да, античные профессора могли позволить себе встречать учеников словами: «Disce aut discede!» («Учись или уходи!»), мы – нет, и в этом наша огромная социальная роль и ответственность.

Р.С.: На кого Вы стараетесь равняться в профессиональной деятельности?

В.Н.: Примером в профессиональной деятельности для меня служит профессор Иван Владимирович Цветаев, основатель Музея изобразительных искусств и отец поэтессы Марины Цветаевой (только что я закончил работу над книгой, посвящённой Ивану Владимировичу; надеюсь, что в скором времени она будет издана). «Жизнь на высокий лад» – так собственная дочь оценила труды и дни своего отца – сына бедного сельского священника, ставшего учёным с мировым именем, выдающимся филологом и историком искусств. Это ли не высшая оценка всего сделанного и пережитого? По счастью, в России были и есть такие люди, энтузиасты просвещения, которые, несмотря на всевозможные препоны, злобу и зависть со стороны, самоотверженно и бескорыстно делают своё благое дело, которое со временем, даст бог, оценят современники и потомки.

Р.С.: Что помогает Вам в работе?

В.Н.: Интерес к жизни, к людям, к предмету. Пока интерес не угас, можно работать; когда он иссяк – всё, пора уходить и заниматься чем-то другим: мемуарами, грядками и прочим. Мне пока что очень интересно; опять же интересно знать, чем же всё это кончится. Ну и, конечно же, благодарные ученики тоже мощный стимул: их у меня набралось немало за 25 лет моей службы, кое с кем мы дружим уже много лет. Ученики у меня замечательные… Когда в древних Афинах завистники и злопыхатели потащили в суд философа Анаксагора, руководитель афинского государства Перикл обратился к судьям со словами: «Вам есть в чём упрекнуть меня как политика и человека? Нет? А ведь я ученик Анаксагора. Разве может быть достойный ученик у недостойного учителя?». Это к вопросу об источнике сил и вдохновения.

История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. — начало XXI в.: учебник для 10–11 классов общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровниР.С.: Что Вы пожелаете коллегам перед началом очередного учебного года?

В.Н.: Прежде всего самим жить интересно и в гармонии с собой, тогда и учебный процесс пойдёт продуктивно: ученики – народ чуткий, всё чувствуют, всё понимают… Когда у одного мудрого японца спросили, как быть в гармонии с самим собой, он ответил: «С лёгким сердцем завершать начатое, смотреть на мир с радостью, к себе же подходить со всей строгостью». Вот и весь рецепт. Ведь как просто!

Учебник для 5 класса «Всеобщая история. История Древнего мира» входит в завершённую линию учебников по всеобщей истории для 5–9 классов, выпущенную издательством «Русское слово» под научной редакцией академика РАН С.П. Карпова. Учебники включены в Федеральный перечень. Логическим продолжением линии в 10–11 классе является учебник «История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. – начало XXI в.» (базовый и углублённый уровни).


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: