Внимательно читаем ФГОС! Как развивать функциональную грамотность на уроках обществознания?
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Внимательно читаем ФГОС! Как развивать функциональную грамотность на уроках обществознания? 12.04.2022

Внимательно читаем ФГОС! Как развивать функциональную грамотность на уроках обществознания?

Внимательно читаем ФГОС! Какими видятся учителям обновлённые ФГОС НОО?

Вот мы и дожили до ФГОС второго поколения! С 1 сентября 2022 года вступает в силу новый стандарт основного общего образования. Его реализация будет проходить постепенно, как и в случае со стандартом первого поколения: в грядущем учебном году изменённые требования станут реальностью для пятых классов, в следующем, 2023/24 учебном году, – для шестых классов и т.д. Для предмета «Обществознание» эта отсрочка даже на пользу: у учителей будет больше времени для подготовки, поскольку требования ФГОС, в частности, к предметным результатам, привносят много нового в образовательный процесс. Предлагаем прочитать ФГОС внимательно!

Посмотрим на изменения стратегически. Новый ФГОС заменяет прежнюю парадигму образовательного процесса, парадигму знаний, на новую – деятельностную. Ученик становится субъектом образовательного процесса. Если в рамках прежних стандартов шла речь о передаче и усвоении знаний и умений, то теперь предполагается и передача, и усвоение, и применение в реальных жизненных ситуациях, причём не отложенное во времени, а применение здесь и сейчас в рамках образовательного процесса. Для предмета «Обществознание» эти стратегические изменения можно выразить фразой «формирование и развитие функциональной грамотности» или следующей формулой: «социальная теория + социальная практика на уроках».

Предметный раздел по обществознаниюТеперь посмотрим на ситуацию тактически, то есть с точки зрения реализации этой формулы. ФГОС даёт нам точные ориентиры, чему наши ученики должны научится с 6 по 9 класс: например, уметь «использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности, в том числе для аргументированного объяснения роли информации и информационных технологий в современном мире; социальной и личной значимости здорового образа жизни, роли непрерывного образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; необходимости правомерного налогового поведения, противодействия коррупции…». Кроме того, школьники должны научиться решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей; овладеть приёмами поиска и извлечения социальной информации из адаптированных источников и публикаций СМИ; приобрести опыт использования полученных знаний в реальных жизненных ситуациях, опыт самостоятельного заполнения электронных форм документов (резюме, декларации, заявления и т.п.).

После знакомства с этими требованиями (полную версию читайте в приказе Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287) вполне закономерно возникает вопрос: а как всё это реализовывать учителю на уроках? Ответ, на самом деле, прост: методические ресурсы для реализации должны быть в УМК. Здесь напрашивается ещё один вопрос: в каких УМК такие ресурсы есть? Ответ так же прост: в УМК, которые создавались после принятия Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание», то есть с 2019 года (такие УМК относятся к категории постконцептуальных). Третий вопрос, который может возникнуть: почему именно УМК из этой категории нужно использовать? Отвечаем: предметная концепция по обществознанию была опубликована в конце 2018 года, и этот документ чётко прописал ориентиры развития школьного предмета «Обществознание». Среди таких ориентиров следующие: расширение использования электронных информационных ресурсов, формирование правовой, экономической, политической, социальной грамотности (функциональной грамотности) и т.д. Как мы теперь видим, эти ориентиры стали требованиями к результатам обучения, прописанными во ФГОС. То есть постконцептуальные УМК, создававшиеся с учётом этих ориентиров, имеют необходимые для реализации нового ФГОС ресурсы.

Издательством «Русское слово» выпущен такой УМК! Это УМК «Обществознание» под научной редакцией В.А. Никонова. Его методический аппарат обладает всеми необходимыми ресурсами для реализации требований нового ФГОС. Не верите?! Убедитесь сами: скачайте на сайте издательства бесплатное приложение «Библиотека "Русского слова и загрузите в нём электронную форму учебника «Обществознание». Вы сможете бесплатно пользоваться загруженной электронной формой учебника в течение 14 дней.

Также рекомендуем вам посмотреть вебинар, посвящённый требованиям нового ФГОС к процессу преподавания истории и обществознания.

Юрий Кочеров,
методист издательства «Русское слово»

Обществознание. 6–11 классы

Учебники «Обществознание» под научной редакцией доктора исторических наук, профессора, декана факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова В.А. Никонова выпущены издательством «Русское слово» для основной и средней школы. Авторский коллектив включает учёных, специалистов в области общественных наук, преподавателей факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова.

Представленные учебники включены в действующий Федеральный перечень, отмечены Национальной премией «Лучшие книги и издательства года – 2019» и победили в номинации «Учебник XXI века» на конкурсе «Книга года – 2019».

Подробная информация об УМК «Обществознание» доступна в специальном предметном разделе на сайте издательства «Русское слово».


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: