Традиции и культура. Почему современным детям нужно читать о Великой Отечественной войне?
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Традиции и культура. Почему современным детям нужно читать о Великой Отечественной войне? 06.05.2022

Традиции и культура. Почему современным детям нужно читать о Великой Отечественной войне?

«Нашим будущим владеет молодёжь.
Надо возродить у молодёжи веру в культуру.
Надо возродить у молодёжи гордость своей начитанностью,
знанием памятников классической литературы,
своей эстетической требовательностью…»

Д.С. Лихачёв

«Литература» А.В. Гулина, А.Н. Романовой, 7 класс, часть 2«Литература» А.В. Гулина, А.Н. Романовой, 7 класс, часть 2Время идёт, мир меняется. И нередко многое воспринимается нами исключительно по‑своему, исходя из собственных навыков и умений, исходя из личного опыта. И зачастую немного не так, а порой даже искажённо. Семья и школа – вот те социальные институты, тот ближний круг, который формирует мировоззрение наших детей. В наших силах, дорогие учителя, оказать влияние на подрастающее поколение, на их опыт, на их память… Ведь память – это не только то, что человек помнит о себе. Есть ещё и память народа, запечатлённая в произведениях художественной литературы.

Вы не задумывались, что значит «мы»? «Мы» – это то, что мы помним, как себя идентифицируем, как позиционируем себя во времени и пространстве. Да, наверное, сложно понять. Но одновременно и сложно сказать, что это не так. Ведь если человек не помнит о прошлом своего народа, он вынужден повторять его ошибки. Вот о чём мы говорим – об опыте, который школьник может получить, читая художественные произведения. Память и воспоминание как некое отношение к прошлому тесно связано с культурной преемственностью, т.е. с традициями и их возникновением. Культура связывает наше прошлое с настоящим, давая возможность сформировать и удержать в памяти важные воспоминания и опыт. У нас общие ценности и правила, общий опыт… Но при этом у каждого своё индивидуальное восприятие. А что есть восприятие? Это же и есть то самое извлечение знаний из внешнего мира и конструирование своего мира на основе полученных знаний. Опять же, происходит конструирование сразу двух миров: мира материального (мира предметов) и мира духовного (мира идей). Материальный мир возникает как результат духовной жизни человека. Но на формирование духовного мира людей влияет мир материальный. И, конечно, культура и традиции. Следовательно, на уроках литературы ребята погружаются в то, что имеет огромное влияние на создание их личного внутреннего мира: мира духовного, мира идей. Я говорю о художественной литературе, народном творчестве, работе с репродукциями картин и т.д.

Наша задача – научить правильно понять произведение искусства, вызвать у школьника эмоциональный отклик, правильно повлиять на процесс формирования гармонично развитой личности. Это очень сложная работа! В современном мире наблюдается тенденция к упрощению… и упрощают всё! Порой доходит до абсурда: школьник читает детектив Достоевского… А разве Фёдор Михайлович писал детектив? Если не исправить подобное восприятие, если не научить ребёнка думать в правильном направлении, то он дальше просто не сможет мыслить… Мы – человечество – не сможем мыслить, ведь дети – наше будущее…

ЛИНИЯ УЧЕБНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ

«Литература» Г.С. Меркина, 5 класс, часть 2«Литература» А.В. Гулина, 7 класс, часть 2Неспроста в школах памяти о Великой Отечественной войне посвящены уроки, дни и, может быть, даже недели. Ребята читают и учат наизусть литературные произведения военных лет, слушают песни, смотрят фильмы, делают театрализованные постановки, размышляют и рассуждают… Мы говорим с детьми и о Великой Отечественной войне, и об Отечественной войне 1812 года, в контексте художественных произведений. Обращаем внимание на биографию автора. Нельзя понять произведение, не понимая образа автора. И если говорить о произведениях военных лет, то мы вспоминаем Александра Твардовского, Юлию Друнину, Константина Симонова и многих других поэтов – они и очевидцы, и участники Великой Отечественной войны, и простые люди, как мы с вами, и герои! Свой опыт, свои переживания и чувства они вложили в творчество. Ребята читают их произведения и начинают иначе смотреть на мир! Когда современный подросток слышит слово «санитарка», о чём он думает? Какой образ санитарки складывается в его голове? А какой образ был у участников Великой Отечественной войны? Ведь отличие колоссальное! А как понимает современная молодёжь слова «храбрый», «достойный»? Что значит «солдат»? Очень много образов создается под впечатлением произведений 1941–45-х годов… А какие фильмы смотрят современные подростки? Умеют ли смотреть сложные фильмы? Кто их научит этому?

ЛИНИЯ УЧЕБНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ

Можно долго рассуждать на эту тему, но важно понимать, зачем мы с детьми читаем о Великой Отечественной войне. Знания о прошлом дают ребятам возможность анализировать перспективы, т.е. прогнозировать события; дети учатся понимать, переживать... Благодаря знаниям, полученным на уроках литературы, также развивается и читательская компетентность, ребята учатся выбирать правильные книги для чтения и фильмы для просмотра. Искусство формирует личность!

В завершение этого разговора мне хотелось бы вновь обратиться к цитате Д.С. Лихачёва: «Именно память помогает человечеству преодолевать время, она накапливает то, что называется культурой. Беспамятство – разрушительно, память – созидательна».

Яна Аксёнова,
методист издательства «Русское слово»



Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: