«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке», – это высказывание принадлежит французскому писателю Анатолю Франсу. Во время обучения школьники не раз обращаются к словарям, и в особенности это касается уроков русского языка, литературы, иностранных языков. Умение использовать словари разных типов, как известно, определено в обновлённом ФГОС основного общего образования.
«Культура обращения со словарём должна закладываться и формироваться в детстве. Тогда и отношение к языку, и его использование в повседневной речевой практике не будут столь варварскими, как сейчас, когда даже в публичной речи коверкаются слова», – пишет доктор филологических наук, профессор Леонид Крысин в книге «Рассказы о русских словарях», выпущенной издательством «Русское слово» в серии «Кладезь знаний».
Сформировать у школьников культуру, о которой говорит учёный-филолог, помогут специальные учебные словари. «Учебные словари преследуют цель научить человека, овладевающего языком, правильно употреблять слово; словники их, как правило, невелики, а информация о слове избирательна: составители учитывают наиболее частые ошибки в употреблении того или иного слова, трудности, связанные с его грамматическими или семантическими характеристиками», – продолжает Леонид Крысин.
К учебным словарям относится серия «Школьные словари» издательства «Русское слово». В неё входят пять словарей:
– Школьный толковый словарь русского языка (авторы – А.А. Семенюк, М.А. Матюшина);
– Школьный словарь синонимов русского языка (авторы – А.А. Семенюк, И.А. Семенюк);
– Школьный словарь лингвистических терминов (автор – Н.А. Николина);
– Школьный морфемный словарь русского языка (автор – Н.А. Николина);
– Школьный орфографический словарь русского языка (авторы – Л.Д. Чеснокова, А.Н. Бертякова).
Морфемный словарь и словарь лингвистических терминов доступны в электронной форме. Готовится к выходу школьный лексико‑фразеологический словарь (автор – А.В. Жуков).
Серия наглядно представит учащимся, чем отличаются словари разных типов друг от друга, как они устроены и какого рода сведения в них содержатся. Обладая этими знаниями, школьники смогут обращаться к словарям как к первоисточникам, правильно выбирая тип словаря для поиска необходимой информации.
«Толковые словари – основной тип лингвистических словарей. Как следует из самого их названия, они предназначены для того, чтобы истолковать, описать значения слов... Вначале составитель толкового словаря определяет, какая лексика войдёт в словник (то есть в перечень заголовочных единиц) словаря: будут ли это слова только современного литературного языка, или же словарь должен описывать и лексику диалектную, профессиональную, жаргонную, устаревшую», – объясняет автор «Рассказов о русских словарях».
Так, например, автор-составитель двухтомного Толкового словаря русского языка – доктор филологических наук, профессор С.А. Кузнецов и ответственный редактор – доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАО С.И. Богданов выбрали основным критерием для включения слова в словарь многократное его использование в современных школьных учебниках, рекомендованных Министерством просвещения РФ, и литературных произведениях для внеклассного чтения.
Этот толковый словарь, выпущенный издательством «Русское слово», можно использовать как универсальный справочник, объясняющий значения и особенности употребления более чем 45 тысяч слов русского языка, в том числе научные понятия, термины и реалии производственной, культурной и общественной жизни России и мира. Словарь отмечен дипломом конкурса «Лучшие книги года – 2020» в номинации «Лучшее словарно‑энциклопедическое и справочное издание».
В преддверии нового учебного года качественный словарь станет отличным подарком как школьникам, так и учителям, а также всем, кто интересуется русской словесностью и культурой. Приобрести словари издательства «Русское слово», а также книги серии «Кладезь знаний» можно в официальном интернет-магазине.