Новогодняя палитра. Как главные зимние праздники представлены в русской живописи?
Развиваем, сохраняя традиции...
УМК «Русский родной язык»

Новинки

Новости

Новогодняя палитра. Как главные зимние праздники представлены в русской живописи? 30.12.2022

Новогодняя палитра. Как главные зимние праздники представлены в русской живописи?

Новогодние и рождественские праздники – это непередаваемая атмосфера ожидания чуда, лёгкой грусти и светлых надежд, время, когда люди погружаются в прошлое, листая страницы воспоминаний, но при этом с волнением заглядывают в будущее, готовясь встретить то новое и неведомое, что приносит с собой наступающий год.

Не случайно Новый год и Рождество принадлежат к числу любимых тем в искусстве, в том числе в живописи. Не счесть произведений, созданных художниками разных стран и народов на новогодние и рождественские сюжеты, поистине безграничен мир новогодних и рождественских открыток. Но, пожалуй, нигде зимние праздники не запечатлены с такой любовью и теплотой, как на картинах русских художников. Вглядимся и мы в самые известные произведения отечественного искусства, посвящённые Новому году и Рождеству.

А.Ф. Чернышёв. Рождественская ёлка в Аничковом дворце. 1848 г.

А.Ф. Чернышёв. Рождественская ёлка в Аничковом дворце. 1848 г.

Акварель художника А.Ф. Чернышёва «Рождественская ёлка в Аничковом дворце» (1848 г.) отсылает нас к тем временам, когда традиция наряжать новогоднюю ёлку ещё только складывалась в России. Считается, что обычай устанавливать в доме рождественскую ёлку пришёл к нам из Пруссии благодаря принцессе Шарлотте (Александре Фёдоровне), с которой в 1817 г. вступил в брак будущий император Николай I. Акварель как раз изображает торжество в семье этого императора – чувствуется, что гости, несмотря на праздничное оживление, стараются вести себя сдержанно, как и подобает во дворце.

Л.И. Соломаткин. Славильщики-городовые. 1867 г.

Л.И. Соломаткин. Славильщики-городовые. 1867 г.

К.А. Трутовский. Колядки в Малороссии. 1864 г.

К.А. Трутовский. Колядки в Малороссии. 1864 г.

Зато от большинства картин, посвящённых народным традициям празднования Рождества, исходит заряд безудержного веселья: вовсю стараются полицейские, развлекая пением купца в рождественский день, на картине Л.И. Соломаткина «Славильщики-городовые» (1864 г., существует ряд авторских повторений) и звонко смеются сельские девчата на картине К.А. Трутовского «Колядки в Малоросии» (1864 г.).

Г.М. Манизер. Ёлочный торг. 1910-е гг.

Г.М. Манизер. Ёлочный торг. 1910-е гг.

С.В. Досекин. Подготовка к Рождеству. 1896 г.

С.В. Досекин. Подготовка к Рождеству. 1896 г.

Немало картин конца XIX – начала XX в. изображают подготовку к празднику: покупку ёлки и её украшение. Например, полотна художников А.А. Бучкури «Рождественский базар» (1906) и Г.М. Манизера «Ёлочный торг» (1910-е гг.) представляют привычную картину, которую можно было наблюдать на городских площадях старой России. Вспоминается красочное описание подобных базаров из произведения И.С. Шмелёва «Лето Господне»: «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, —лес ёлок. А какие ёлки! Этого добра в России сколько хочешь. У нашей ёлки, как отогреется, расправит лапы, — чаща... Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает...». А картина С.В. Досекина «Подготовка к Рождеству» (1896 г.) погружает зрителя в атмосферу домашнего уюта и предпраздничной суеты. На ум приходят строки из чеховских «Мальчиков»: «После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой... Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для ёлки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался и изредка бросал ножницы на пол, сердясь на них за то, что они тупы...»

Б.М. Кустодиев. Ёлочный торг. 1918 г.

Б.М. Кустодиев. Ёлочный торг. 1918 г.

С.Ю. Жуковский. Ночь под Рождество (Интерьер с ёлкой). 1918 г.

С.Ю. Жуковский. Ночь под Рождество (Интерьер с ёлкой). 1918 г.

Но настали иные времена, над Россией пронеслись ветры революции, и, обращаясь к новогодним и рождественским сюжетам, художники и зрители их картин словно укрывались в тот светлый мир, которого не касаются земные бури. Как в зачарованном лесу стоят на городской площади ели на картине Б.М. Кустодиева «Ёлочный торг», написанной в суровом 1918 г. Полной символизма воспринимается созданная в том же году картина С.Ю. Жуковского «Ночь под Рождество (Интерьер с ёлкой)», на которой на игрушку – белокрылого ангела надвигается отбрасывающий мрачную тень игрушечный же «серый волк – зубами щёлк».

В 1935 г. празднование Нового года было восстановлено в СССР на государственном уровне, а новогодние сюжеты вновь стали популярными в живописи. Не прервалась традиция встречи Нового года и в Великую Отечественную войну. Вот только на новогодних открытках и плакатах той поры Дед Мороз превратился в метко стреляющего партизана или в грозного богатыря, выметающего с земли фашистскую нечисть.

Новогодняя открытка времён Великой Отечественной войны

Новогодняя открытка времён Великой Отечественной войны

Пришла долгожданная Победа, и мирное празднование Нового года опять вошло в жизнь. Искренней радостью и устремлённостью в грядущее наполнена картина известного советского художника Ю.И. Пименова «Новый год» (1949).

Ю.И. Пименов. Новый год. 1949 г.

Ю.И. Пименов. Новый год. 1949 г.

Ф.П. Решетников. Прибыл на каникулы. 1948 г.

Ф.П. Решетников. Прибыл на каникулы. 1948 г.

Примечательно, что в комнате, где собрались гости, на стене висит репродукция ещё одной послевоенной картины на новогоднюю тему – «Прибыл на каникулы» Ф.П. Решетникова (1948 г.). На ней изображено радостное событие — предновогодний приезд мальчика, обучающегося в Суворовском училище, домой на каникулы. Внук в военной форме полушутя рапортует о прибытии деду. Значит, вырастут новые офицеры, которые сменят героев великой войны, а впереди у страны счастливое будущее.

А.М. Левченков. Утро Нового года. 1999 г. 

А.М. Левченков. Утро Нового года. 1999 г.

С послевоенных времён до наших дней были созданы сотни картин, посвящённых Новому году и Рождеству. Очень часто на них изображаются дети – те, для кого праздники особенно важны и дороги. Настоящей дверью в сказку стала для маленького мальчика с картины А.М. Левченкова «Утро Нового года» (1999 г.) дверь в комнату с сияющей ёлкой.

Пусть наступающий Новый год станет и для нас всех дверью в светлую сказку, принесёт исполнение желаний, радость и добро!

Татьяна Стецюра,
кандидат исторических наук,
ведущий редактор Центра
историко-обществоведческих дисциплин
издательства «Русское слово»


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:     


Не пропустите новости издательства!

Если вы хотите быть в курсе

новинок и акций

издательства «Русское слово»,

получать методическую помощь

и не пропускать

бесплатные вебинары,

подпишитесь на наши новости.

Ваш e-mail: