Новогодние и рождественские праздники – это непередаваемая атмосфера ожидания чуда, лёгкой грусти и светлых надежд, время, когда люди погружаются в прошлое, листая страницы воспоминаний, но при этом с волнением заглядывают в будущее, готовясь встретить то новое и неведомое, что приносит с собой наступающий год.
Не случайно Новый год и Рождество принадлежат к числу любимых тем в искусстве, в том числе в живописи. Не счесть произведений, созданных художниками разных стран и народов на новогодние и рождественские сюжеты, поистине безграничен мир новогодних и рождественских открыток. Но, пожалуй, нигде зимние праздники не запечатлены с такой любовью и теплотой, как на картинах русских художников. Вглядимся и мы в самые известные произведения отечественного искусства, посвящённые Новому году и Рождеству.
А.Ф. Чернышёв. Рождественская ёлка в Аничковом дворце. 1848 г.
Акварель художника А.Ф. Чернышёва «Рождественская ёлка в Аничковом дворце» (1848 г.) отсылает нас к тем временам, когда традиция наряжать новогоднюю ёлку ещё только складывалась в России. Считается, что обычай устанавливать в доме рождественскую ёлку пришёл к нам из Пруссии благодаря принцессе Шарлотте (Александре Фёдоровне), с которой в 1817 г. вступил в брак будущий император Николай I. Акварель как раз изображает торжество в семье этого императора – чувствуется, что гости, несмотря на праздничное оживление, стараются вести себя сдержанно, как и подобает во дворце.
Л.И. Соломаткин. Славильщики-городовые. 1867 г.
К.А. Трутовский. Колядки в Малороссии. 1864 г.
Зато от большинства картин, посвящённых народным традициям празднования Рождества, исходит заряд безудержного веселья: вовсю стараются полицейские, развлекая пением купца в рождественский день, на картине Л.И. Соломаткина «Славильщики-городовые» (1864 г., существует ряд авторских повторений) и звонко смеются сельские девчата на картине К.А. Трутовского «Колядки в Малоросии» (1864 г.).
Г.М. Манизер. Ёлочный торг. 1910-е гг.
С.В. Досекин. Подготовка к Рождеству. 1896 г.
Немало картин конца XIX – начала XX в. изображают подготовку к празднику: покупку ёлки и её украшение. Например, полотна художников А.А. Бучкури «Рождественский базар» (1906) и Г.М. Манизера «Ёлочный торг» (1910-е гг.) представляют привычную картину, которую можно было наблюдать на городских площадях старой России. Вспоминается красочное описание подобных базаров из произведения И.С. Шмелёва «Лето Господне»: «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, —лес ёлок. А какие ёлки! Этого добра в России сколько хочешь. У нашей ёлки, как отогреется, расправит лапы, — чаща... Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает...». А картина С.В. Досекина «Подготовка к Рождеству» (1896 г.) погружает зрителя в атмосферу домашнего уюта и предпраздничной суеты. На ум приходят строки из чеховских «Мальчиков»: «После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой... Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для ёлки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался и изредка бросал ножницы на пол, сердясь на них за то, что они тупы...»
Б.М. Кустодиев. Ёлочный торг. 1918 г.
С.Ю. Жуковский. Ночь под Рождество (Интерьер с ёлкой). 1918 г.
Но настали иные времена, над Россией пронеслись ветры революции, и, обращаясь к новогодним и рождественским сюжетам, художники и зрители их картин словно укрывались в тот светлый мир, которого не касаются земные бури. Как в зачарованном лесу стоят на городской площади ели на картине Б.М. Кустодиева «Ёлочный торг», написанной в суровом 1918 г. Полной символизма воспринимается созданная в том же году картина С.Ю. Жуковского «Ночь под Рождество (Интерьер с ёлкой)», на которой на игрушку – белокрылого ангела надвигается отбрасывающий мрачную тень игрушечный же «серый волк – зубами щёлк».
В 1935 г. празднование Нового года было восстановлено в СССР на государственном уровне, а новогодние сюжеты вновь стали популярными в живописи. Не прервалась традиция встречи Нового года и в Великую Отечественную войну. Вот только на новогодних открытках и плакатах той поры Дед Мороз превратился в метко стреляющего партизана или в грозного богатыря, выметающего с земли фашистскую нечисть.
Новогодняя открытка времён Великой Отечественной войны
Пришла долгожданная Победа, и мирное празднование Нового года опять вошло в жизнь. Искренней радостью и устремлённостью в грядущее наполнена картина известного советского художника Ю.И. Пименова «Новый год» (1949).
Ю.И. Пименов. Новый год. 1949 г.
Ф.П. Решетников. Прибыл на каникулы. 1948 г.
Примечательно, что в комнате, где собрались гости, на стене висит репродукция ещё одной послевоенной картины на новогоднюю тему – «Прибыл на каникулы» Ф.П. Решетникова (1948 г.). На ней изображено радостное событие — предновогодний приезд мальчика, обучающегося в Суворовском училище, домой на каникулы. Внук в военной форме полушутя рапортует о прибытии деду. Значит, вырастут новые офицеры, которые сменят героев великой войны, а впереди у страны счастливое будущее.
А.М. Левченков. Утро Нового года. 1999 г.
С послевоенных времён до наших дней были созданы сотни картин, посвящённых Новому году и Рождеству. Очень часто на них изображаются дети – те, для кого праздники особенно важны и дороги. Настоящей дверью в сказку стала для маленького мальчика с картины А.М. Левченкова «Утро Нового года» (1999 г.) дверь в комнату с сияющей ёлкой.
Пусть наступающий Новый год станет и для нас всех дверью в светлую сказку, принесёт исполнение желаний, радость и добро!
Татьяна Стецюра,
кандидат исторических наук,
ведущий редактор Центра
историко-обществоведческих дисциплин
издательства «Русское слово»