Повторение пройденного или новая реальность? Крупнейшие пандемии на страницах учебников по истории
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Повторение пройденного или новая реальность? Крупнейшие пандемии на страницах учебников по истории 30.03.2020

Повторение пройденного или новая реальность? Крупнейшие пандемии на страницах учебников по истории

Эпидемия коронавируса изменила привычный уклад жизни людей по всёму миру. Закрытые границы, прерванное транспортное сообщение, запрет на посещение мест скопления людей и даже на свободное перемещение, чтобы ограничить контакты и уменьшить рост заболеваемости. Для современного человека такие меры кажутся беспрецедентными. Между тем, нынешняя пандемия – далеко не первая. Человеческая цивилизация помнит эпидемии чумы, оспы, «испанки»... Достаточно обратиться к учебникам по всеобщей истории.

Человеческая история: насколько много в ней человеческого? Достаточно! В достатке человеческих свершений, в достатке сражений с природой, побед над ней и поражений от неё. Историю пишут победители, так давайте же прочтём историю вирусов и пандемий, которых они вызывали!

«Святой Себастьян молится за жертв Юстиниановой чумы». Йос Лиферинкс, XVI в.

Юстинианова чума – самая древняя пандемия, о которой до нас дошла достоверная информация. Болезнь взяла старт в дельте Нила. Начало чумы пришлось как раз на время правления византийского императора Юстиниана I. Отсюда её название. Чума хозяйничала на территории ойкумены почти два века, с 541 по 750 годы нашей эры. В Европе погибло, по разным данным, от 25 до 50 миллионов человек. В Северной Африке, Центральной Азии и Аравии – вдвое больше.

Всеобщая история. История Средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций

Волна заболеваний чёрной оспой впервые прокатилась по Китаю в IV веке, а в середине VI века поразила Корею и Японию. В VI веке оспа уже хозяйничала в Византийской империи, будучи занесённой в последнюю из Африки при Юстиниане I. Арабы-мусульмане, приступив к завоеваниям, в VII—VIII веках разнесли оспу от Испании до Индии: история засвидетельствовала появление оспы в Сирии, Палестине и Персии в VII веке, в Сицилии, Италии, Испании и Франции в следующем, VIII, столетии. Вплоть до конца XVIII столетия оспа бушевала в Европе и пошла на спад с началом процесса вакцинации в начале XIX века. 

Чёрная смерть. Второе пришествие чумы случилось в Средние Века. Начав в этот раз с Китая и Индии, эпидемия прошлась по всей Азии, Северной Африке и добралась даже до Гренландии. Пик пандемии пришёлся на 1346—1353 годы. Эта пандемия чумы оставила после себя глобальный след: последствия проявились в экономических отношениях (стоимость наёмного труда возросла из-за нехватки рабочих рук), в социальном устройстве (феодальная система начала разрушаться), в научной сфере (новые вызовы дали импульс развития медицине и другим наукам). Подробнее об этом – в учебнике «Всеобщая история» для 6 класса от издательства «Русское слово».

История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. — начало XXI в.: учебное издание для 10–11 классов общеобразовательных организацийИспанский грипп. «Испанка» была, вероятней всего, самой массовой пандемией гриппа в истории человечества. В 1918—1919 годах, за какие-то восемнадцать месяцев, умерло до 100 миллионов человек, или 5% населения Земли. Переболели же «испанкой» около 30% населения планеты. Эпидемия началась в конце Первой мировой войны и превзошла её по количеству жертв. (Учебник «История. Всеобщая история. Новейшая история». 10–11 классы).

Человеческая цивилизация сумела справиться с этими вызовами, причём сделать это без привычной нам высокотехнологичной медицинской помощи, технологий Интернета, мобильной связи и других достижений человечества, которые прочно вошли в нашу жизнь в последние десятилетия. Без сомнения, нынешняя пандемия коронавируса со временем тоже будет представлена в учебниках истории. А пока учебники по всеобщей истории и истории России от издательства «Русское слово» доступны без выхода из дома в электронной форме на сайте издательства, чтобы помочь школьникам в дистанционном освоении учебной программы в условиях самоизоляции.



Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: