Календарь образовательных событий, или как сохранить историческую память?
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Календарь образовательных событий, или как сохранить историческую память? 09.04.2020

Календарь образовательных событий, или как сохранить историческую память?

Память… Как личные воспоминания одного человека или нескольких людей связаны с памятью народной, коллективной? Можно ли повлиять на процесс формирования коллективной памяти? Учёные объясняют, что коллективная память нации формируется с помощью специальной политики – политики памяти, или коммеморации. В этом процессе активно задействованы школьные учебники и уроки истории, государственные праздники, памятники и музеи, произведения искусства. Так, например, Министерство просвещения ежегодно направляет руководителям системы образования в регионах Календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, чтобы приобщить подрастающее поколение к родной истории, привить ему уважение к культурным ценностям своего народа. Школам рекомендуется включать эти события в программы обучения. Календарь образовательных событий можно считать новым педагогическим средством воспитания гражданской идентичности школьников, а вместе с ней – исторической памяти и культуры коммеморации.

Список памятных дат, к которым в календаре приурочены образовательные события, весьма значителен и, разумеется, включает День Победы, празднованию которого традиционно отводится особое место в школьной жизни. Нередко в школах и учреждениях дополнительного образования складываются собственные традиции проведения тематических уроков, внеклассных часов, социокультурных акций и проектов.

Однако с каждым годом всё более сложным становится проведение такого образовательного события ко Дню Победы, которое было бы способно сохранять связь времён и поколений, затрагивать чувства современных школьников. Сегодня участников той войны уже почти не осталось в живых, и всё меньше остается с нами «детей войны», прабабушек и прадедушек нынешних школьников, а ведь именно они сейчас являются хранителями памяти о суровой реальности войны и о долгожданном Дне Победы 9 мая 1945 года. Зачастую в современных условиях при организации праздников на первый план выходят зрелищные мероприятия, исторические перфомансы и карнавалы, военные реконструкции. Вместе с тем, жизненный опыт людей старшего поколения, их воспоминания о войне бесценны своей реалистичностью и искренностью. Размышления над рассказами и записями интервью с представителями этой возрастной группы могут быть положены в основу школьных мероприятий, посвящённых юбилею Победы, и помочь современным детям и подросткам понять, какое место День Победы занимает в сердцах людей старшего поколения, с какими чувствами они встречают очередные годовщины Победы, какие современные атрибуты этого праздника они приемлют, а какие – нет.

Тематические уроки к Календарю образовательных событий: методическое пособиеВ помощь учителям, сталкивающимся с обозначенными выше проблемами, выпущены пособия и рекомендации, позволяющие учесть реалии современной жизни и главные задачи гражданско-патриотического воспитания молодежи. Одна из таких книг – методическое пособие «Тематические уроки к Календарю образовательных событий» авторов О.Ю. Стреловой, Е.Е. Вяземского, Т. В. Болотиной, опубликованная издательством «Русское слово». Авторы пособия на примерах дат, включённых в Календарь образовательных событий на текущий учебный год, представляют педагогам научно-обоснованные и экспериментально проверенные способы подготовки тематических уроков, в том числе уроков, посвящённых Дню Победы. Материал каждой темы для удобства учителя представлен по общему плану и включает следующие содержательные блоки:

1. Памятная дата и необходимая информация по ней.

2. Тезаурус темы (словарь актуальных понятий).

3. Сценарий памятного мероприятия и методические рекомендации.

4. Список литературы и источников, включая ресурсы Интернета.

5. Краткая справка о памятных днях и мемориальных практиках в других странах мира, если такие аналоги существуют.

Ключевая задача учителя при подготовке тематического урока – направить мыслительную и познавательную активность учащихся в русло осмысления проблем, связанных с тематикой обсуждаемого события. Методические рекомендации показывают, как этот принцип может быть реализован с помощью разных источников, форм и способов познавательной деятельности школьников, включая дискуссии, проекты и исследования, игры и виртуальные экскурсии.

«Историческая память не может сохраняться и передаваться как военный трофей или эстафетная палочка», – уверена Ольга Стрелова, один из авторов методического пособия «Тематические уроки к Календарю образовательных событий». Чтобы историческая память была эффективным компонентом личностного самосознания и национальной солидарности, важно в образовательном процессе создать условия для её осмысленного созидания, и роль педагога в решении этой задачи является определяющей.


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: