Слёзы Победы, или как научить детей беречь память о войне
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку новостей
08.05.2020
Слёзы Победы, или как научить детей беречь память о войне

Время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны. В своё время нас научили гордиться и дорожить воспоминаниями фронтовиков. Как теперь научить наших детей не растерять память о войне? О том, как можно, по мнению опытного педагога-практика, использовать потенциал литературы, кинематографа и музыки для патриотического воспитания современных школьников, – в материале Ирины Громовик, методиста издательства «Русское слово», учителя по русскому языку и литературе.

Слёзы Победы, или как научить детей беречь память о войнеСлёзы Победы… Той самой Победы… Ощущение веры и правды, которое мы однажды чуть не потеряли. Наши дети не знают об этом и не должны. Это нам достались лихие девяностые и отмена этого великого праздника… Теперь есть Бессмертный полк! Вернулись истина и вера в своё Отечество. Война, однажды вошедшая в каждый дом, для наших детей что-то очень далёкое, но понятное. Нас научили гордиться и дорожить воспоминаниями фронтовиков. Время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны. Как теперь научить наших детей не растерять память о ней? Они должны знать, что такое война и что за ней стоит. Они должны понимать, что значит любить свою Родину и быть патриотом своей страны, что такое подвиг и истинная ценность человеческой жизни. Это не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия. Это большая серьёзная работа – не забыть…

Тема Великой Отечественной войны должна объединять нас: школу и семью, людей, поколения. Воспоминания и семейные фотографии, военные музеи, знание истории войны, военные песни и фильмы, литература.

В каждом учебнике по литературе тема Великой Отечественной войны отражена обязательно. Это программное изучение материала и это очевидно. Понятно и то, что тексты о войне есть и в учебниках по русскому языку и русскому родному. Важно другое – относиться к ним нужно с особым вниманием и уважением, потому что они никогда не будут для нас просто рабочим материалом. Это возможность вспомнить, поговорить и понять, возможность представить, как было… Сила характера, мужество, сострадание и умение любить прошедшего плен и концлагерь Андрея Соколова в «Судьбе человека» Михаила Шолохова, правдивый и наполненный юмором бессмертный образ Василия Тёркина у Александра Твардовского. Ещё есть рекомендованный список внеклассного чтения для детей младшего и старшего возраста, есть традиции семейного чтения: Лев Кассиль «Улица младшего сына», Валентин Катаев «Сын полка», Елена Ильина «Четвёртая высота», Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке». Есть Васёк Трубачёв с друзьями, чьё мирное детство оборвала война, есть Таня Савичева, умершая от голода в блокадном Ленинграде... Мы учим наших детей понимать войну. Наши дети должны уметь читать о войне. Это серьёзная интеллектуальная и духовная работа.

Кадр из фильма «Судьба человека», режиссёра Сергея Бондарчука

Кадр из фильма «Судьба человека», режиссёра Сергея Бондарчука

Фильмы о войне – тема для отдельного разговора. Здесь можно многое оспорить, особенно когда речь идёт о современных фильмах на военную тему. Но это часть нашей культуры и особый пласт нашей исторической памяти, а также мощное средство патриотического воспитания. При всей мультимедийности современной культуры и образования киноуроки как форма подачи материала используется не в полной мере. А как же «Алые погоны» о судьбах первых воспитанников Суворовского училища, «Судьба человека», снятый Сергеем Бондарчуком«…А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого и много-много других хороших фильмов о Великой Отечественной. А «Четыре танкиста и собака»?! Вот здесь как раз серьёзная работа для учителя и, конечно, для родителей – сформировать тот самый список фильмов, который поможет воспитать настоящего гражданина и патриота. Да! И это не высокопарные слова… И тогда наши взрослые дети смогут понять, почему в последних кадрах современного фильма о войне «Мы из будущего» один из героев сдирает с себя татуированный нацистский крест…

А как быть с малышами? Говорить о войне обязательно! Конечно, они настолько восприимчивы и эмоциональны, что здесь нужно попытаться не перейти ту грань, когда страшно… С другой стороны, очень многие родители считают, что дети должны знать правду о войне. Работая в начальной школе, я однажды попробовала по-другому. Музыка! Песни о войне… Получилось совершенно случайно, на эмоциях (просто наше поколение всегда готово рассказать о войне: нас научили, у нас были наши герои-фронтовики, наши бабушки и дедушки, их воспоминания, их песни), а потом трансформировалось в большой проект на целых четыре года. Началось всё с «Катюши» и «Смуглянки». Дети стали раньше приходить в школу, перед уроками больше не доставали мобильники, а просили включить очередную военную песню. Потом уже ждали следующего апреля, чтобы продолжать слушать ещё и ещё… Когда ты сама не можешь сдержать слёз, слушая вместе со второклашками «Алексей, Алёшенька, сынок», когда твои третьеклашки уже сами нашли и поют «Десятый наш десантный батальон» и им это нравится, когда четвероклассники останавливают тебя, учителя, и говорят, что не надо объяснять, что значат слова «священная война» – они поняли… Когда родители, молодые родители, другое поколение, отпрашивают ребёнка на несколько дней с уроков, потому что в семье запланирована поездка в Брестскую крепость – это ценно! Не прервать эту нить – вот главное!

Больше информации о проектах, тематических акциях, вебинарах и методических разработках, представляемых издательством «Русское слово» ко Дню Победы, доступно по ссылке.

ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
Все вебинары