Портреты – это лицо вечности. Вы смотрите на неё, она – на вас...
Н. Солнцева
Сколько же нужно мудрости, чтобы никогда не терять доброты.
М. Эбнер-Эшенбах
Василий Андреевич Тропинин – до настоящего времени один из самых узнаваемых и востребованных русских художников. Во многом мы представляем жизнь первой половины XIX в. по его работам. Тропинин был знаком со многими выдающимися людьми и писал их портреты: писателя и историографа Н.М. Карамзина, художника К.П. Брюллова, скульптора И.С. Витали, московских дворян – Оболенских, Зубовых, Паниных, генерала А.А. Тучкова и других героев Отечественной войны 1812 года. И, конечно же, каждый знает портрет А.С. Пушкина кисти Тропинина. Репродукции этих картин мы то и дело встречаем в книгах, учебниках, на экране.
Современники высоко ценили талант художника – при упоминании его имени звучал эпитет «гениальный». О нём говорили: «портретист великий», «натуралист неподражаемый», «авторитет, всеми любимый». В произведениях Тропинина находили «Тицианов колорит», умение писать руки так, как это делал А. Ван-Дейк. Художник-пейзажист И.С. Остроухов называл художника «родоначальником нашей московской школы с её независимостью, покоем и искренностью».
Однако были и другие точки зрения: художник А. Бенуа говорил, что это был «добрый человек... который сбился с толку в угоду требованиям безвкусных поощрителей». А в советское время Тропинина даже называли «конфетным художником», потому что репродукции его картин слишком часто использовали в оформлении сладостей. Однако остался он в памяти русских людей как великий художник-портретист.
Люди, общавшиеся с художником, вспоминали его человеком добрым, отзывчивым и чувствительным. Это впечатление от его личности полностью соотносится с ощущением от его творений. Он наделял своих героев собственным спокойствием, достоинством и доброжелательностью.
Василий Андреевич Тропинин родился в селе Карпово Новгородской губернии в 1780 г. (по другим данным – в 1776 г.). Его родители были крепостными крестьянами графа А.С. Миниха. Несмотря на своё положение, Тропинин получил хорошее начальное образование: он учился в народном училище в Новгороде, а в 1790-х годах новый владелец села (имение перешло к графу И.И. Моркову) отправил Василия в Петербург учиться на кондитера. Тропинин был послушен воле барина и кроток, но при этом невероятно упрям в своём желании рисовать. Кузен Моркова, у которого жил в Петербурге «будущий кондитер», заметил, что мальчик много рисует, и за свой счет определил его в Академию художеств. Так Тропинин поступил в мастерскую портретной живописи, которую возглавлял С.С. Щукин. Здесь сформировались стиль и техника выдающегося русского художника.
На академической выставке 1804 г. его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке» была замечена самой Марией Фёдоровной, русской императрицей. О Тропинине заговорили как о «русском Грёзе» (Жан-Батист Грёз – известный в те времена французский художник-портретист). Судьбой одного из самых талантливых студентов заинтересовался президент Академии А.С. Строганов, который пообещал выхлопотать для Тропинина вольную. Однако, когда об интересе к судьбе своего крепостного узнал граф И.И. Морков, он потребовал от Тропинина оставить Академию и срочно прибыть в одно из своих новых имений – деревню Кукавку на Украине, где Василий должен был стать художником, архитектором, пастухом, кондитером и лакеем своего барина.
В освобождённой от поляков-католиков Кукавке И.И. Морков, чтобы расположить к себе православных крестьян, повелел построить церковь, расписывать которую и должен был Тропинин. В свободное время Василий Андреевич пишет портреты селян: мудрых стариков, чернобровых красавиц, загорелых крепких мужиков. Художник говорил, что пребывание на Украине он воспринимал как обучение ремеслу, поэтому на его картинах так часто встречаются малороссийские народные типы. Последующие двадцать лет, с небольшими перерывами, Тропинин прожил в этом имении.
Как добрый по натуре и православный человек, Тропинин со смирением переносил превратности судьбы, не ожесточился, не впал в уныние от осознания несоответствия собственного дарования и того положения, которое он занимал. В Кукавке молодой художник познакомился с вольной поселянкой Анной Ивановной Катиной, и в 1807 г. они обвенчались. После свадьбы Анна, как и Василий, стала крепостной графа И.И. Моркова. Брак Василия и Анны Тропининых был счастливым: художник души не чаял в жене и родившемся в 1809 г. сыне Арсении. Супруги прожили вместе 50 лет, после смерти жены Василий Андреевич стал угасать и скончался через два года…
Отеческой любовью наполнен подлинный шедевр Тропинина – «Портрет Арсения Васильевича Тропинина» (1818 г.). Картина написана в любимой художником тёплой золотисто‑коричневой гамме. Арсений изображен вполоборота, его волосы растрепаны, воротник рубашки расстегнут. Всё это создаёт впечатление, что ребёнка оторвали от игры, к которой он в любой момент готов вернуться. Но при этом мальчик кажется очень серьёзным и даже задумчивым; его взор прикован к чему-то, что его очень заинтересовало. В его взгляде, в повороте головы чувствуется пока не осознанное достоинство, резвость ума, смышлёность. Свету в картине принадлежит главенствующая роль, он определяет не только колористический, но и эмоциональный настрой. Тёплый, неяркий свет ̶ здесь словно символ веры и надежды отца, его мечты о прекрасном будущем своего сына. (Арсений тоже стал художником, но, к сожалению, успеха не добился).
Почитатели творчества Тропинина требовали у Моркова дать ему вольную, но свободу художник получил только весной 1823 г., когда ему исполнилось 47 лет. Жена и сын Тропинина оставались в крепостной зависимости ещё пять лет. Положение слуги в доме Моркова было мучительным для Тропинина, но он смирялся, потому что был истинно верующим человеком. Кротость, отражённую в картинах, можно назвать одной из тайн творчества художника.
Став вольным человеком, Тропинин смог претендовать на официальную должность художника при Академии художеств. Он написал письмо, в котором попросил дать ему звание «назначенного в академики» за картины «Кружевница», «Старик нищий» и «Портрет художника Скотникова».
«Кружевница» (1823 г.) – одна из «визитных карточек» Тропинина. На картине изображена девушка в светло-сером платье, на её шею накинут платок. Перед ней станок для плетения кружев. Лукавый взгляд её устремлён прямо на зрителя – словно кто-то вошёл, вызвав на губах лёгкую улыбку. Нежные руки ещё не огрубели от работы, изящные пальцы перебирают коклюшки (катушки ниток для плетения кружев) и подхватывают булавки для скалывания рисунка кружева.
Конечно, художник видел и «непарадную» сторону работы людей, создающих эту невесомую красоту, – полуслепых и горбатых женщин со впалой грудью и скрюченными пальцами. В своих тетрадях Тропинин делал наброски и таких портретов. Но художнику ближе было изображение светлой, радужной стороны жизни, идеализация действительности, характерная для основного в то время направления в живописи – классицизма. Склонность к идеализации можно назвать ещё одной загадкой творчества живописца: оставаясь большую часть жизни в крепостной зависимости, находясь среди самых простых людей, он мог видеть мир в мрачных тонах, однако остался удивительно светлым человеком. И этот свет зрители всегда видят в его произведениях.
Как же складывалась жизнь самого художника после обретения свободы? Звание академика Тропинин получил осенью 1824 г., но остаться преподавателем в Академии художеств отказался. Он писал: «Всё я был под началом, да опять придётся подчиняться то Оленину, то тому, то другому…». Вскоре он вернулся в Москву. Граф И.И. Морков попытался устроить его преподавателем в школу рисования, но Тропинин вновь отказался: «Я хочу теперь спокойной жизни, ваше сиятельство, и никакой официальной обязанности на себя не приму».
С 1824 г. и до конца жизни Тропинин жил и работал в Москве, где снискал славу лучшего портретиста. В написанном в 1824 г. «Автопортрете» можно увидеть и спокойствие, и достоинство свободной личности, и независимый творческий дух. При этом в портрете нет эйфории, которая могла бы придать портрету парадность, запечатлеть торжество момента освобождения и гордость за достигнутое звание академика. Такой портрет посягал бы на религиозные чувства Тропинина, противоречил бы его идеалу кротости, бережно хранимому художником...
Такой же – не парадный, но душевный, «человечный» характер и у самой известной картины Тропинина – «Портрета А.С. Пушкина» (1827 г.). Поэт изображён в халате, передающем размеренность, неспешность московской жизни, Пушкин словно присел на минутку и задумался, глядя в глубь комнаты. Правая рука героя картины лежит на столе, прижав к нему рукопись. На пальцах – два перстня. На указательном – с изумрудом, от дяди, Василия Львовича (история этого перстня восходит к XV веку.) На большом пальце – перстень‑печатка с сердоликом от графини Воронцовой (этому украшению посвящено стихотворение «Храни меня, мой талисман…»).
В картине доминирует красновато-охристая гамма. Такой колорит обращает наше внимание на голубые глаза поэта и его светлое лицо, подчёркнутое белизной воротника. Художнику удалось показать свободолюбие и непокорность Пушкина. Современники поэта поражались и точности изображения его взгляда – по их словам, именно так Пушкин и выглядел, когда начинал творить. Не случайно эта картина позже была названа «историческим документом».
Через полгода, в том же 1827 г., портрет Пушкина создаёт О.А. Кипренский в Петербурге. Поэт представлен в том же ракурсе и так же смотрящим влево. Но цели художников различались: если Тропинин старался изобразить характер Пушкина, его живую, действенную натуру, то Кипренский показывает в первую очередь поэта, «любимца муз». Пушкин Кипренского – романтический, байронический герой (на нём шотландский шарф, любимый Байроном), слева вверху на пьедестале изображена Эрато – муза лирической поэзии. Пушкин сидит со скрещёнными на груди руками, фигура его кажется закрытой; фон слегка высветлен и образует свечение. Многие критиковали портрет за изображение нехарактерной для Пушкина неподвижности, отсутствие динамизма. Скорее всего, художник уловил настроение поэта: для него жизнь в Петербурге во второй половине 1827 г. была трудной и нервной, в отличие от пребывания в Москве, поэтому и на портрете он напряжён и серьёзен.
Судьба распорядилась так, что московский портрет Пушкина оказался во Всероссийском музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге, а петербургский портрет Кипренского – в Москве, в Третьяковской галерее.
За свою долгую жизнь Василий Андреевич Тропинин создал около трёх тысяч картин. Многие были утеряны, некоторые сгорели во время московского пожара 1812 г., десятки до сих пор принадлежат частным собраниям. Сейчас в разных собраниях России и за рубежом находится около 500 портретов кисти художника. Их невозможно перепутать с работами других живописцев: Тропинин всегда пытался уловить внутренний свет человека, даже если модель была непривлекательна внешне или не отличалась добрым нравом. Такое восприятие человека, внимание к его доброте, спокойствию, благожелательности рождало и по сей день рождает благодарный отклик в сердцах зрителей.
Автор Л.П. Смирнова,
кандидат педагогических наук