Критика – это определение ценности чего-либо, исходя из нужности оцениваемого, его назначения и качества. Соответственно критик – это тот, кто занимается критикой, т.е. определяет ценность созданного и создаваемого людьми.
Литературный критик – ценитель произведений литературы; одобряя их или осуждая, выступает в качестве литературного судьи. И не только. Он еще и «кормчий», что проводит «корабль» словесности в «пристань чести и славы» (А.Ф. Мерзляков, 1822), и «колонновожатый», который ведёт «корпус» писателей к обозначенной им цели (Н.А. Полевой, 1831).
Именно таким критиком и был Виссарион Григорьевич Белинский.
В Древнем Риме «судей критических» назначали («учреждали») официально – не более пяти. В Новой Европе ревностные любители словесности возлагали на себя обязанность ценителей произведений добровольно. В журналах создавались отделы критики и библиографии, сотрудниками которых становились уже показавшие способность исполнять «благородную должность критика» (Мерзляков), умение добросовестно оценивать произведения литературы и «изящных искусств». Ценность же литературного произведения определялась тем, насколько оно соответствовало понятию о литературе, её сущности и назначению, т.е. путём сравнения, прилагая теорию литературы к произведению литературному.
Классицизм, творчество по античным и другим образцам, характерное для наших писателей XVIII – первой трети XIX в., со временем исчерпал себя. В Европе уже давно отошли от подражательности. Дело дошло и до России. Остро ощущается необходимость нового представления о деятельности писателей, самого понятия о сущности и назначении литературы, в том числе и нашей, которая должна, подобно английской, немецкой, французской и др., стать неподражательной, самобытной, национальной по своему содержанию.
Появление Белинского в этих условиях было предсказуемым и закономерным. И естественным был поставленный им в «Литературных мечтаниях» теоретический вопрос: что такое литература? Ответив на него: «…литература непременно должна быть выражением-символом внутренней жизни народа», вопросив при этом: «А можно ли быть оригинальным и самостоятельным, не будучи народным?», именно «народностью» критик станет поверять ценность произведений отечественных писателей.
Определив безусловную в этом отношении ценность созданного только четырьмя нашими писателями – Г.Р. Державиным, А.С. Пушкиным, И.А. Крыловым и А.С. Грибоедовым и сознавая, что в одночасье наша литература сделаться «народной» не может, Белинский указывает путь, каким ей нужно идти: «…верно изображать картины русской жизни». Одновременно обозначает и цель: создать литературу, содержанием которой будет реальная российская действительность.
«Дельным направлением» назвал Белинский этот «путь к самобытности, к освобождению от всяческих чуждых и посторонних влияний», которым и повёл «корпус» отечественных писателей в «пристань чести и славы». Отныне ценность созданного ими определялась прежде всего как «верность действительности».
За короткое время – пять с небольшим лет – Белинскому удалось сделать то, что не смогла сделать вся предшествующая ему критика: повернуть наших писателей лицом к современной им России, заставить жить не настроениями и проблемами, характерными для западных литератур, а заботами своего, отечественного, русского общества. Начинается новая эпоха в истории нашей литературы, эпоха литературы оригинальной, неподражательной, собственно русской по форме и содержанию, её «золотой век».
Возникает школа художественного познания России, получившая наименование «натуральная», т.е. естественная, реалистическая. Её появление ознаменовано произведениями Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, Д.В. Григоровича, А.И. Герцена и других писателей, в лице которых, подчеркнул сам основатель школы Белинский, «русская литература пошла по пути истинному и настоящему, обратилась к самобытным источникам вдохновения и идеалов и через это сделалась и современною и русскою» и «уже без помощи идёт по настоящей дороге, которую ясно видит сама».
И шла по ней более ста лет, до конца ХХ в. И сегодня ждёт критика, который обозначит новую для неё цель и укажет путь в «пристань» новой «чести и славы».
Белинский-теоретик видел назначение литературы быть не только «выражением-символом внутренней жизни народа», «верным отражением действительности», но и «зеркалом» общества, его «гувернёром» и «эстетическим решением нравственных вопросов».
Белинский – историк литературы выделил два направления в развитии отечественной словесности: критическое, обличительное, начало которому положили сатиры А.Д. Кантемира, и патетическое, идущее от торжественных од М.В. Ломоносова.
Как писателевед, он оставил нам очерки о творчестве А.Д. Кантемира, Г.Р. Державина, И.А. Крылова, А.В. Кольцова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Полевого, одиннадцать статей «Сочинения Александра Пушкина», сожалел, что не успел написать очерк творчества Н.В. Гоголя.
Публицистом он показал себя в переписке с друзьями. Самое яркое – письмо Н.В. Гоголю от 15 июля 1847 г.
Александр Сергеевич Курилов,
доктор филологических наук,
автор книги «В.Г. Белинский в жизни и творчестве»
издательства «Русское слово»