Интерактивные схемы. Как применить графический язык и цифровые технологии в преподавании истории?
Способна ли цифровизация образования изменить преподавание истории? Как в изучении предмета могут помочь современные интерактивные схемы и кому они в первую очередь адресованы: учителям, ученикам, родителям? Авторы нового электронного наглядного пособия
«Из века в век: История России в интерактивных схемах» кандидат исторических наук, преподаватель
Александр Морозов и
преподаватель
Олег Сдвижков отвечают на вопросы издательства.
Р.С.: Александр Юрьевич, с чего начался ваш личный интерес к истории? Почему выбрали именно эту науку? Какое время, тема, событие в истории вам наиболее интересно?
А.М.: Буквально с дошкольного возраста. Дело в том, что я тогда с родителями жил в Гатчине, где весь воздух пропитан историей. К тому же родители у меня были, что называется, заводные (и молодые), постоянно ездили по всяким музеям и экскурсиям, маленького ребёнка оставить было не с кем, брали с собой. Так что подробности убийства Павла I я знал раньше, чем научился читать. И то, что моя будущая деятельность будет связана с историей, знал всегда, всю свою сознательную жизнь. Ни о чём другом и не думал.
История мне интересна абсолютно вся. Я с равным интересом читаю и о событиях в России в 1990-е годы, и о государстве Чола в I тысячелетии нашей эры. Именно поэтому мне нравится писать учебники — копаешься в прошлом, постоянно узнаёшь что-то новенькое и «вкусное». Сейчас у меня вышли (и вошли в Федеральный перечень) три учебника по всемирной истории, и, скажу честно, я работал над ними с колоссальным удовольствием.
Но я не профессиональный историк-исследователь, хотя я защитил диссертацию и иногда выходят мои статьи. Больше, чем изучать историю, мне нравится её преподавать, обсуждать с учениками, совместно обдумывать — вот от этого я получаю огромное удовольствие.
Р.С.: Сейчас кругом говорят о цифровизации образования. Каким должен быть этот процесс, по вашему мнению, чтобы действительно повлиять на школьное образование, в том числе на изучение истории, и изменить его в лучшую сторону?
А.М.: Этого никто не знает. Мы нащупываем новые формы, новые модели. Пока цифровизация больше сводится к цифровому копированию обычных форм и методов работы. Это неэффективно. Мне представляется, что цифровизация должна решить три разные, хоть и взаимосвязанные задачи: учителю — помочь с объяснением и изучением нового материала; ученику — помочь с его самостоятельным изучением; учителю и ученику — помочь с организацией контроля и самоконтроля полученного результата. Эту идею мы и постарались реализовать в
нашем проекте, где как раз три режима работы и предусмотрены. Обратите внимание на то, как повторяется слово «помочь». Цифровизация — это инструмент помощи. Будучи сами практикующими учителями, мы просто старались создать то, что нам поможет в работе.
Р.С.: Кому в первую очередь адресованы новые схемы? Насколько они облегчат учителю подготовку к уроку, ученику понимание исторических событий? Будут ли они интересны родителям?
А.М.: Схемы адресованы учителям и ученикам. Не думаю, что они заинтересуют родителей — кроме тех, кому история и так интересна. А вот учителям и ученикам схемы могут оказать реальную помощь. Учителям — в подготовке к занятию, там для этого всё есть. Ученикам — в самостоятельном изучении сложных вопросов и тем, в проведении самоконтроля.
Р.С.: Какова общая структура пособия? Какие периоды планируется охватить в следующих модулях?
А.М.: История у нас обширная, так что работы предстоит много. Будем последовательно работать над модулями. Сейчас заканчиваем работу над модулем по раздробленности, дальше — объединение русских земель вокруг Москвы. Планируем постепенно дойти до современности.
Р.С.: Олег Владимирович, были ли подобные схемы, когда вы начинали изучать историю? Возможно, в бумажном/чертёжном формате? Если да, то как они использовались и в чём возможности нынешних, новых модулей превосходят старые бумажные образцы?
О.С.: Я окончил школу в 1981 году, а Московский областной педагогический институт — в 1989-м. Тогда подобные вещи почти не применялись. Изобразить что-то похожее на доске — очень непростая задача, да и не все учителя умеют рисовать. Использовать схемы как раздаточный материал тоже было невозможно, не было множительной техники.
Р.С.: Как вы работали над новыми интерактивными схемами? Сколько времени это заняло? Насколько это новый формат вообще и лично для вас?
О.С.: Традиционно историческая информация передаётся в виде текстов или рассказов учителей, лекций профессоров в институте. Первые наши попытки применить лаконичный графический язык в преподавании истории начались в 1989–1990 годах в рамках группы «Метар» на кафедре методики преподавания истории истфака Московского областного педагогического института (МОПИ). Возникла очень честолюбивая идея создать язык наподобие египетских иероглифов как альтернативу тексту. Компьютеры и графические программы (очень примитивные) тогда уже появились, но их было мало, и никто из нас, конечно, пользоваться ими не умел, да если бы и умели, компьютеры и множительная техника были ещё не доступны ни учителям, ни ученикам.
Лично я вскоре эту деятельность забросил. Некоторое время работал художником в газете, а потом уехал за границу, где много лет работал графическим дизайнером в рекламном агентстве. Естественно пришлось предварительно освоить компьютер и графический пакет Adobe.
Мои коллеги
Энвер Абдулаев и
Александр Морозов, впрочем, продолжали работать, выпустили немало методических материалов для учителей. Когда я вернулся в 2009 году, они вновь втянули меня в методическую работу, сначала как иллюстратора их наработок, а потом и как преподавателя. Начал я с того, что перевёл в цифровой формат то, что уже было ими сделано. Когда символов накопилось достаточно много, я начал их систематизацию.
Р.С.: В ваших модулях активно используется язык пиктограмм, где каждый значок отображает важные исторические процессы, явления, события, социальные группы. Какими принципами вы руководствуетесь, разрабатывая визуальные образы для модулей?
О.С.: Здесь очень важно, чтобы каждое явление или понятие ассоциировалось с определённым символом. То есть «князь» должен отличаться от «царя» или «короля», «русский дружинник» — от «рыцаря» или «воина-кочевника». При этом «князь» или кто‑то ещё в каждой схеме, где он встречается, должен выглядеть одинаково. Тогда ученик, сталкиваясь с набором символов в новой схеме, сможет интуитивно понять, о чём идет речь, ещё до чтения текста.
С древней русской историей всё это довольно просто, но XIX–XX века — реальная головная боль: множество разных политических течений, социальных групп, исторических личностей...
Очень важно добиться выразительности символа при минимуме графических элементов. Мы стараемся найти один-два таких элемента. Например, «дружинник» — человечек в шлеме, «старший дружинник» — человечек в шлеме и с поясом. У «князя» шапка Мономаха и намёк на плащ, у «наместника» также намёк на плащ, но на голове шлем и т.п.
Также важно, чтобы эти символы могли использоваться и в цветном, и в чёрно-белом изображении. На интерактивной доске цвет, конечно, добавляет выразительности, но если использовать схемы как раздаточный материал, то цвет не нужен...
Приобрести
новое электронное наглядное пособие «Из века в век: История России в интерактивных схемах» (авторы
—
А.Ю. Морозов, О.В. Сдвижков, Р.В. Пазин) можно в
интернет-магазине издательства «Русское слово».