29 (по старому стилю 18-го) декабря 1709 г. в царской подмосковной усадьбе Коломенское появилась на свет будущая российская императрица Елизавета Петровна – дочь Петра I, с лёгкой руки писателя А.К. Толстого вошедшая в историю как «весёлая царица Елисавет», которая «поёт и веселится, порядка только нет». Подобную оценку давали государыне ещё современники. Видный государственный деятель и историк XVIII в. М.М. Щербатов так писал об императрице: «от природы одарена довольным разумом, но никакого просвещения не имела». Автор записок о русском дворе в 1761 г. Ф.Г. Лафермиер характеризовал её как «государыню, исполненную доброты и гуманности, великодушную, либеральную и щедрую, но при этом легкомысленную, беспечную, питающую отвращение к делам, любящую сверх всего удовольствия и развлечения». Между тем начавшееся 280 лет назад, в 1741 г., и продолжавшееся 20 лет царствование Елизаветы Петровны было, по выражению историка В.О. Ключевского, «не без славы, даже не без пользы».
Действительно, правление Елизаветы Петровны стало для Российской империи временем политической стабильности, укрепления государственной власти, окончательного закрепления в русском обществе результатов петровских реформ. Произошёл подъём экономики, были упразднены внутренние таможни, открылись первые банки. Исследовались и заселялись земли Сибири. Значительно упрочился международный авторитет страны: победой русского оружия завершилась война со Швецией 1741–1743 гг., в ходе Семилетней войны 1756–1763 гг. русские войска одержали верх над сильнейшей армией Европы – прусской.
Елизаветинская эпоха отмечена успехами и в области культуры: в 1755 г. состоялось открытие Московского университета, в 1756 г. – первого русского публичного театра, в 1757 г. основана Академия художеств. Создаются шедевры архитектуры и живописи, развивается литература. По образному выражению историка С.М. Соловьёва, «является язык, достойный говорящего о себе народа, являются писатели, которые остаются жить в памяти и мысли потомства»
Путь Елизаветы к трону не был простым. Она родилась во внебрачной связи Петра I и Екатерины Алексеевны, до крещения в православие – Марты Скавронской, простолюдинки, сумевшей завоевать расположение правителя огромного государства. Торжество по случаю рождения Елизаветы совпало с празднованием победы в Полтавской баталии – генеральном сражении между русскими и шведскими войсками в Северной войне 1700–1721 гг. Имя Елизавета, которое получила новорождённая, до этого не использовалось в правящей династии, но оно очень нравилось самому Петру. Весной 1711 г. Екатерина Алексеевна была провозглашена царицей, а Елизавета – царевной. Во время бракосочетания Петра I и Екатерины I 19 февраля (1 марта) 1712 г. малышка шла вокруг аналоя вместе со старшей сестрой Анной и, таким образом, согласно церковным канонам, была признана законной («привенчанной») дочерью царя.
Преображенцы провозглашают императрицей Елизавету Петровну. Картина Е.Е. Лансере
Систематического образования Елизавета не получила; обучалась русской грамоте, французскому, возможно, шведскому и немецкому языкам. Особое внимание к изучению французского объяснялось желанием Петра породниться с правящей во Франции династией Бурбонов: в качестве возможного жениха рассматривался юный король Людовик XV. Однако эти планы не сбылись. Неудачными оказались и попытки подыскать цесаревне (так стали именовать Елизавету после принятия её отцом в 1721 г. императорского титула) другого иноземного жениха.
В 1725 г. Елизавета лишилась отца, а через два года – матери. Ей суждено было пройти, по выражению историка С.М. Соловьёва, «тяжкую школу испытаний». Завещание Екатерины I 1727 г. предусматривало права Елизаветы и её потомства на престол после Петра II и старшей сестры Анны Петровны. Но после смерти Анны Петровны в 1728 г. и Петра II в 1730 г. престол был предложен двоюродной сестре Елизаветы, Анне Иоанновне. В её правление (1730–1740) цесаревна находилась почти в опале, существовали планы заточения Елизаветы в монастырь. Умная, честолюбивая и недоверчивая, Елизавета держалась в стороне от политических интриг, производя впечатление легкомысленной и недалёкой красавицы. Вокруг цесаревны сложился кружок близких к ней молодых людей, среди которых были знаменитые впоследствии деятели её царствования – М.И. Воронцов, братья И.И. Шувалов и П.И. Шувалов и др.
Недовольные правлением Анны Иоанновны возлагали на дочь Петра Великого большие надежды. После смерти Анны Иоанновны на престоле оказался Иоанн Антонович – малолетний сын её племянницы Анны Леопольдовны. Пользуясь падением авторитета власти, в ночь на 25 ноября (6 декабря) 1741 г. Елизавета при поддержке гвардии совершила государственный переворот.
Вот как повествует об этом событии писатель Н.Э. Гейнце: «…она отправилась в Преображенские казармы и прошла в гренадерскую роту. Гренадеры ожидали её.
— Вы знаете, кто я? – спросила она солдат. – Хотите следовать за мною?
— Как не знать тебя, матушка цесаревна? Да в огонь и в воду за тобою пойдём, желанная, – хором ответили солдаты.
Цесаревна взяла крест, стала на колени и воскликнула:
— Клянусь этим крестом умереть за вас! Клянётесь ли вы служить мне так же, как служили моему отцу?
— Клянёмся, клянёмся! – ответили солдаты хором…»
Из казарм все двинулись к Зимнему дворцу. Не встретив сопротивления, с помощью верных гвардейцев Елизавета провозгласила себя императрицей, распорядившись арестовать Иоанна Антоновича и его семью. Во время переворота Елизавета дала клятву никогда не применять во время своего царствования смертную казнь. Своё слово она сдержала.
Официально Елизавета не состояла в браке, поэтому, чтобы упрочить престол за наследниками своего отца, она вызвала в Россию племянника, 14-летнего сына старшей сестры Анны, голштинского принца Карла-Петера-Ульриха (в православии – Петра Фёдоровича) и объявила своим наследником. В невесты ему была выбрана принцесса из небольшого германского Ангальт‑Цербстского княжества София Фредерика Августа, будущая Екатерина II.
Взойдя на престол, Елизавета всячески подчёркивала, что она дочь Петра I и будет править, как он. Но императрица не обладала гением отца, поэтому сходство этих правлений являлось лишь внешним. Елизавета в той или иной степени вернула систему учреждений центральной власти, существовавшую при Петре I. Вновь приобрёл большое значение Сенат, восстановлены Берг- и Мануфактур-коллегии, Главный магистрат. Кабинет министров упразднён. Правда, в конце царствования Елизаветы возникло постоянно действовавшее совещание, стоявшее над Сенатом, – Конференция при Высочайшем дворе. В её работе участвовали руководители военного и дипломатического ведомств, а также лица, назначенные императрицей.
Характерными чертами правления Елизаветы были осторожность в принятии решений, умение выбирать и поддерживать способных людей, ценить их не за происхождение, а за личные качества. Одна из особенностей европейского абсолютизма Нового времени – фаворитизм. Менялись правители, но у каждого были любимцы, обладавшие огромным влиянием в государстве, даже если не занимали высоких постов. При Елизавете Петровне особым расположением пользовались Алексей Григорьевич Разумовский и Иван Иванович Шувалов. Сын казака Алексей Разумовский, ставший фаворитом Елизаветы в начале 1730‑х гг., не вникал в государственные дела, тогда как Иван Шувалов, являвшийся фаворитом императрицы с 1749 г. до конца её царствования, оказывал заметное влияние на внутреннюю и внешнюю политику России. Шувалов содействовал развитию русской науки и искусства, оказывал покровительство учёным, писателям и художникам. Он поддерживал многие начинания М.В. Ломоносова
При Елизавете Петровне активно расширялись права российского дворянства. Дворян не только свободно отпускали в отставку по истечении 25 лет службы, но и не строго следили за тем, являлись ли они на службу в определённом возрасте. Распространился обычай записывать дворян в полки малолетними, при этом дети жили в домах своих родителей, но чины и выслуга лет уже шли. В 1746 г. Елизавета издала указ, запрещавший кому-либо, кроме дворян, покупать крепостных людей с землёй или без земли. Усиливалось крепостное право. В 1760 г. помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь на поселение с зачётом их вместо рекрутов. Крестьянам запрещалось вести денежные операции без разрешения помещика. В 1755 г. заводские крестьяне были закреплены в качестве постоянных (посессионных) работников на уральских заводах.
Внешняя политика империи до 1758 г. во многом определялась деятельностью канцлера А.П. Бестужева-Рюмина (в дальнейшем на посту канцлера его сменил М.И. Воронцов). Он стремился продолжить линию на утверждение России в качестве великой европейской державы. Во внешнеполитической сфере России после Петра I преобладали три направления:
— балтийское (приоритетной задачей русской дипломатии являлось предотвращение реванша Швеции, удержание всех своих владений и господствующего положения на Балтике);
— польское (закрепление влияния России в Польше);
— черноморское (возвращение Приазовья, стремление выйти к Чёрному морю).
Часть этих проблем была решена лишь в конце XVIII в., но фундамент будущих успехов создавался в правление Елизаветы Петровны.
При Елизавете Петровне Россия участвовала в двух больших коалиционных войнах – в Войне за австрийское наследство (1740–1748) на стороне Австрии и в Семилетней войне (1756–1763). В результате Войны за австрийское наследство на австрийском престоле оказалась кандидатура, которую поддерживала Россия – императрица Мария Терезия, а в ходе Семилетней войны удалось победить главного европейского геополитического противника России в Европе – стремительно усиливающуюся под руководством Фридриха II Пруссию.
Впрочем, назвать Елизавету государственным человеком нельзя. Жизнь двора представляла собой бесконечную череду увеселений. Регулярно проводились балы-маскарады, в том числе так называемые метаморфозы, когда дамы наряжались в мужские костюмы, а мужчины – в дамские. Екатерина II, описывая бывший при дворе в 1744 г. маскарад, в котором, по приказанию Елизаветы Петровны, мужчины явились в дамских костюмах, а женщины – в мужских, вспоминала: «Из всех дам, мужской костюм шёл вполне только к одной императрице. При своём высоком росте и некоторой дородности, она была чудно хороша в мужском наряде. Ни у одного мужчины я никогда в жизнь мою не видала такой прекрасной ноги; нижняя часть ноги удивительно стройна. Её величество отлично танцевала, и во всяком наряде, мужском и женском, умела придавать всем своим движениям какую-то особенную прелесть». Из книги в книгу переходит утверждение историка В.О. Ключевского о том, что гардероб императрицы включал 15 тысяч платьев. Елизавета Петровна немало способствовала распространению в России утончённых европейских обычаев и нравов. Вместе с тем она в течение жизни оставалась верной православию, любила посещать монастыри и храмы, строго соблюдала посты.
Образ жизни государыни не способствовал её здоровью. Всю ночь она обычно бодрствовала, опасаясь заговора, подолгу спала днём, любила изысканные блюда и сладости. С конца 1750-х гг. Елизавета всё чаще плохо себя чувствовала. В ноябре 1761 г. болезнь усилилась, а 25 декабря 1761 г. (5 января 1762 г.) императрица скончалась.
«Что вы, о позные потомки, помыслите о наших днях? Дела Петровой дщери громки…» – скажем и мы вслед за М.В. Ломоносовым. Елизаветой была подготовлена почва для просвещённого абсолютизма Екатерины II, для улучшения внутреннего благосостояния страны и укрепления её могущества на международной арене, а значит, и для процветания современной России.
В учебнике издательства «Русское слово» «История России. XVIII век» для 8 класса эпохе Елизаветы Петровны посвящено несколько параграфов, написанных крупными учёными‑историками – Виктором Николаевичем Захаровым и Евгением Владимировичем Пчеловым. Учебник входит в завершённую линию по истории России для 6–9 классов под научной редакцией доктора исторических наук, профессора Ю.А. Петрова, представленную в действующем Федеральном перечне.
Татьяна Стецюра, кандидат исторических наук,
ведущий редактор Центра историко‑обществоведческих
дисциплин издательства «Русское слово»