С наступлением весны расцветает не только природа. Человек тоже ждёт обновления. Преображается как окружающий мир, так и мир внутри нас, возникает особое поэтическое состояние, хочется говорить об этом, а порой даже петь! Всё начинается с любви…
Весна шепнёт тебе:
«Живи…»
И ты от шёпота качнёшься.
И выпрямишься.
И начнёшься.
Всё начинается с любви!
Р. Рождественский, отрывок из стихотворения «Всё начинается с любви…»
И как же интересно проживать вместе с поэтами те нежные чувства, которые они отобразили в своём творчестве! Говоря, к примеру, об искусстве Дальнего Востока, о поэзии Японии и Китая, нельзя не отметить совершенно иной, непривычный для нас образ природы и невозможно не обратить внимание на творчество художников. Цукиока Ёситоси – японский художник, создавший серию гравюр «Сто видов луны». Рассматривать эти гравюры можно бесконечно, но только вдумайтесь: сто видов луны! Художник сумел увидеть и изобразить луну каждый раз совершенно по‑разному. Вы, например, давно смотрели на луну? И какая она для вас? Это плоский белый круг? Или колдовской шар, сияющий на чёрном небе? А каким видится сам лунный свет на снегу или в отражении моря? Или для вас Луна – это только спутник Земли?..
Вот человек нашёл в библиотечной книге засушенный цветок. О чём бы он мог подумать? И о чём подумал бы поэт, обнаружив тот же цветок?
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвёл? когда? какой весною?
И долго ль цвёл? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положён сюда зачем?
А.С. Пушкин, отрывок из стихотворения «Цветок»
Так чем же отличается поэт, художник от обычного человека? Он остро чувствует и зорко видит, он способен создать свою концепцию, описать своё ви́дение. Мы смотрим на один и тот же предмет по-разному. Поэт способен замечать художественное начало и воплощать его в своих произведениях. Именно поэтому мы обращаемся к опыту поэтов, писателей, художников, когда говорим с учениками на уроках о самом важном, в том числе о природе и о любви.
Что такое любовь? Школьник не может ответить на этот вопрос, опираясь на личный опыт, ведь опыта ещё недостаточно, чтобы аргументировать свой ответ. Но мы размышляем на тему любви, изучая произведения писателей, говоря о поэзии, рассматривая репродукции картин. Именно любовь чаще всего тревожит человека. Многие подростки даже берутся за сочинение стихотворений в ту самую пору влюбленности, потому что любовные переживания обостряют чувства. Любовь одна, но каждый переживает её по-своему и каждый раз по‑разному… Или существует несколько разновидностей этого чувства? Так что же такое любовь?
Психологи выделяют несколько видов любви. Как представляется любовь современным школьникам? Зачастую не только школьник, но и уже взрослый человек путает любовь с модой. Везде транслируется образ красивой женщины или красивого мужчины (внешний образ!), становится модным выбирать себе в спутники жизни не человека, а всего лишь тот самый внешний образ… Но мода меняется, становится популярен другой образ. И что делать тогда? Любовь проходит… а была ли она вообще?
Какую же любовь мы видим в искусстве? Обратим внимание на ассоциации, на образ любви, представленный в творчестве поэтов. Это и любовь к Родине, любовь к родной природе, любовь к своей семье (и тут каждая любовь разная: к матери, к отцу, к брату…), и любовь к женщине. У каждого художника слова в творчестве присутствует идеальный образ женщины, идеальный именно для него. В 9 классе, изучая роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, ребята знакомятся с Татьяной Лариной и размышляют о любви, сравнивая образ Татьяны с другими, «модными» образами девушек того времени. Характеризуя образ Татьяны, важно обратить внимание на её любовь и выражение чувств (письмо Татьяны), её мысли и предчувствия, умение видеть истинную красоту.
В 10 классе при изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
ребята знакомятся с другим важным женским образом – Наташей Ростовой, любимой героиней писателя. Её образ также заставляет задуматься.
Конечно, нельзя не обратить внимание на особую, мистическую любовь, которую мы можем увидеть в творчестве А.А. Блока. Его Прекрасная Дама – это, с одной стороны, образ земной женщины и образ девы, зари, величавой вечной жены и святой – с другой. Мы видим воплощение Души Мира, или Вечной Женственности, которая сможет примирить «землю» и «небо» и спасти находящийся на гране катастрофы мир через его духовное обновление.
Безусловно, на уроках литературы в школе мы знакомим учащихся с разными женскими образами, учим подростков размышлять, видеть, сопоставлять. Многое они пытаются понять сами. Разное проявление любви, разное её ви́дение… Что-то им близко, а с чем-то современные дети не согласны. У каждого своё личное мнение, особенное отношение к этому прекрасному чувству. Именно таким путём ребята пытаются разобраться не только в литературе или в отдельно взятом произведении, но и в себе. Может ли воспитывать такое чувство, как любовь?! Может. Нужны нравственные идеалы, нужна ценностная сфера, которая, как защитная оболочка, поможет идти по жизни…
А для вас что такое любовь? Как видите любовь вы?
Яна Аксёнова, методист издательства «Русское слово»
Своими размышлениями о том, что такое любовь и как говорить о ней со школьниками на уроках литературы, вы можете поделиться на страницах издательства «Русское слово» в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».
Представленные в публикации линии учебников «Литература» для 5–9 классов (авторы – Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев) и 10–11 классов (С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев), а также линия учебников «Литература» для 5–9 классов (авторы – А.В. Гулин, А.Н. Романова, А.В. Фёдоров) выпущены издательством «Русское слово». Все учебники включены в действующий Федеральный перечень. Подробнее ознакомиться с учебниками и компонентами УМК можно на официальном сайте издательства в специальном предметном разделе, посвящённом литературе.