В день рождения Александра Сергеевича Пушкина – 6 июня – отмечается Международный день русского языка. В России эта дата известна также как Пушкинский день. К ежегодному празднику приурочены культурные мероприятия, посвящённые творчеству великого поэта, а также русскому языку и литературе.
Что значит Пушкин для каждого из нас? С.Я. Маршак писал: «Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, всю ценность которого узнаёшь только с годами…».
Говоря о Пушкине, каждый вспоминает что-то своё. «Это могут быть пушкинские произведения, памятники, возведённые в его честь, его портреты. Это могут быть и пушкинские места, и его любимое время года… И этот образ создавался в нашем сознании все школьные годы», – говорит Яна Аксёнова, методист издательства «Русское слово».
Эпоха Пушкина уходит от нас всё дальше, и нередко учителя, начиная говорить о Пушкине, произносят всем известные фразы: «Пушкин – наше всё», «Солнце русской поэзии»… «Да, безусловно, в эти слова учитель вкладывает глубокий смысл, но зачастую для детей это звучит как набор штампов», – уверена Яна Аксёнова. Какой же образ великого поэта складывается у сегодняшних школьников?
«Мы и в литературе любим нередко каждый что-то своё. Кто-то из писателей для нас является особенным, чьё-то творчество особенно нам по душе, но в Пушкине с первой встречи каждый узнаёт словно самого дорогого товарища, нам как-то особенно хорошо с ним. Никто из писателей не умеет так, как Пушкин, сделаться нашим общим другом и собеседником», – так начинается беседа с пятиклассниками в учебнике «Литература» А.В. Гулина, А.Н. Романовой, выпущенном издательством «Русское слово».
Как сделать образ Пушкина ближе современным школьникам? Очевидно, что творчество поэта может быть не понятно без знания его биографии и исторического контекста. На страницах линий учебников по литературе издательства «Русское слово» (авторы – Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев и А.В. Гулин, А.Н. Романова, А.В. Фёдоров) этим темам посвящены отдельные рубрики – изучая произведения Пушкина, дети знакомятся с близкими людьми великого поэта, читают воспоминания современников о нём, узнают особенности быта XIX века. И, конечно же, особое внимание в учебниках по литературному чтению и литературе уделяется художественному слову Пушкина.
Приблизить образ Пушкина и глубже понять творчество великого русского поэта школьникам поможет книга В.И. Коровина «А.С. Пушкин в жизни и творчестве», выпущенная издательством «Русское слово» в серии «В помощь школе». Без сомнения, современных детей и подростков, выбирающих компьютерные технологии, заинтересует электронное справочное пособие «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество».
Также в каталоге «Русского слова» – видеолекции по литературе, посвящённые произведениям Пушкина – «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Капитанской дочке», роману «Евгений Онегин». Тем, кто предпочитает традиционные печатные книги, издательство «Русское слово» предлагает обратить внимание на серии «Детская классика» и «Школьная историческая библиотека», в которых представлены произведения А.С. Пушкина, а также на монографию доктора филологических наук В.И. Коровина «Россия и Запад в болдинских произведениях А.С. Пушкина».