Внимательно читаем ФГОС! Какие личностные образовательные результаты достигаются в рамках учебного предмета «Немецкий язык как второй иностранный»?
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку новостей
24.06.2022
Внимательно читаем ФГОС! Какие личностные образовательные результаты достигаются в рамках учебного предмета «Немецкий язык как второй иностранный»?

Согласно ФГОС последнего поколения цели иноязычного образования, формулируемые на ценностном, когнитивном и прагматическом уровнях, должны находить своё выражение не только в предметных и метапредметных результатах, но и в личностных. Речь идёт, как отмечено в данном нормативном документе, об определённых требованиях к достижению обучающимся ключевых понятий личностных результатов, сформированных в систему ценностных отношений к себе и окружающему миру, к своему будущему, к другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Подобная трактовка личностных результатов соответствует аксиологически маркированным характеристикам современного образования, когда оно рассматривается как ценность, а деятельность по овладению обучающимся этой ценностью – как основа для развития его личности, расширения её картины мира, формирования ценностно-смысловой структуры, ответственности за сохранение гуманистических ценностей и смыслов.

Поэтому достижение личностных результатов в рамках учебного предмета «Немецкий язык. Второй иностранный» сопряжено с личностным развитием обучающегося, осуществляемым с помощью изучаемого им немецкого языка и в процессе овладения им этим языком как средством межличностного и межкультурного взаимодействия и инструментом познания. Это развитие становится возможным, если учащийся выступает в качестве не только субъекта речи и речевой деятельности, но и субъекта культуры, субъекта познания, субъекта нравственности.

Немецкий язык

Следовательно, достижение личностных результатов обусловлено как совершенствованием, в процессе овладения обучающимися вербально-семантическим кодом немецкого языка, их коммуникативной и общей речевой культуры, сформированной на базе родного и первого иностранного языков, так и формированием у них определенной ценностно-смысловой системы, призванной отражать: а) понимание ими культурных артефактов стран изучаемых первого и второго иностранных языков; б) осознание себя носителями родного языка и субъектами родной культуры; в) постижение, в процессе усвоения чужих культурных феноменов и сопоставления их с родными, своеобразия своей собственной культуры и своей принадлежности к российской национально-культурной общности.

Особую важность при этом имеет положение ФГОС о том, что личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности школы, урочной и внеурочной работы (экскурсии, в том числе на изучаемом языке, кружки, КВН, олимпиады, соревнования, проекты и др.). Применительно к предметной области «Иностранный язык» и учебному предмету «Немецкий язык. Второй иностранный» это означает:

— воспитание у обучающегося, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами поведения, качеств гражданина своей страны, патриота, развитие его национального самосознания, способности к самоидентификации (гражданской, этнической, общечеловеческой), уважения к личности, ценностям семьи, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира;

— формирование у учащегося, на базе немецкого языка как иностранного и артефактов культуры народа (-ов) его носителя (-ей) и культуры народа-носителя первого иностранного языка, способности к взаимопониманию между людьми разных стран, познанию и осмыслению чужих культурных артефактов, пониманию и осознанию многомерности и многомирия бытия современного человека, многоцветья окружающих его культур и многоязычия современного общества.

Как известно, второй иностранный язык, в соответствии с ФГОС основного общего образования, может быть предложен образовательной организацией при наличии необходимых для этого условий с целью удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся и их родителей. Однако руководители образовательной организации и учителя должны осознавать, что каждый новый для изучения язык – это новая страница в языковой и культурной биографии отдельного учащегося. Через иноязычные тексты в широком понимании он получает непосредственный доступ к новым для себя языковой системе и культуре народа-носителя изучаемого языка, сравнивает их с тем языковым и культурным опытом, который сформирован у нас на базе родного и первого иностранного языков. Сравнение форм языкового выражения и способов выражения мыслей уже в трех языках расширяет лингвистический кругозор школьника, развивает его речевые способности, а соотнесение своей культуры и иных культур научает него не только видеть их общность, но и понимать специфику каждой из них и, как результат, лучше осознавать свою родную культуру, свою принадлежность к ней. Следовательно, мировосприятие и мироощущение школьника становятся более развитыми за счёт новой совокупности знаний о мире, запечатленной прежде всего в языковой форме.

Основные направления воспитательной деятельности в соответствии с ФГОСДостижение личностных образовательных результатов требует полноценной реализации прежде всего воспитательного потенциала учебного предмета «Немецкий язык. Второй иностранный» по основным направлениям, которые обозначены во ФГОС. В обобщенном виде эти результаты, включают:

— осознание школьником российской гражданской идентичности, себя носителем национальных ценностей;

— обладание развитым мировосприятием;

— способность к нравственной ориентации в ситуациях общения, в том числе с представителями иной культуры;

— готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

— ценность самостоятельности и инициативы;

— способность, при признании ценности, самобытности и равноправия разных культур (немецкоязычной, российской, европейской, восточной), смотреть из другой перспективы на «своё», родное («иное», «не такое, как у нас», «но интересное и уже понятное»);

Стр. 89. Немецкий язык. Второй иностранный язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций

— наличие мотивации к целенаправленной социально-значимой деятельности;

— сформированность внутренней позиции как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом;

— потребность изучения немецкого языка, овладения им как средством общения и познания, как феноменом культуры, самореализации, социальной адаптации, самообразования;

— коммуникативно-познавательную активность, эмоции и чувства;

— ответственность за результаты учебной и коммуникативной деятельности;

— готовность к самообразованию, способность к саморефлексии собственных успехов/неуспехов в овладении немецким языком, культурой его носителей и родной культурой.

Стр. 108. Немецкий язык. Второй иностранный язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций

Перечисленные личностные результаты являются ориентирами при проектировании содержания УМК немецкого языка как второго иностранного издательства «Русское слово» для 5–9 классов (авторы – Н.Д. Гальскова, Д.К. Бартош, М.В. Харламова, М.А. Демьяненко, О.Ф. Сереброва, И.М. Компаниец, Л.В. Компаниец). Предлагаемые в УМК задания и тексты не только развивают языковые и речевые способности школьников, но и совершенствуют культуру их речевого поведения, обогащают их социокультурный опыт, формируют систему личностных качеств, способствующих формированию у учащихся системы позитивных ценностей, доступных для детей каждой возрастной группы, саморазвитию и самосовершенствованию (мотивация, рефлексия, самооценка, свободное и творческое мышление, самостоятельность решения коммуникативных задач, и др.), их ценностные ориентации, мотивы, личностные позиции, желание и готовность достойно представлять свою страну в ситуациях межкультурного общения, инициативность и креативность, самостоятельность и др.

Упр. 2, стр. 65. Немецкий язык. Второй иностранный язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организацийТак, с первых шагов изучения немецкого языка школьники приобщаются к культуроведческим реалиям жизни не только зарубежных сверстников, но и к реалиям их родной культуры. Следовательно, важными особенностями данного УМК являются, во-первых, отсутствие культуроведческой ориентированности его содержания исключительно на культуру страны изучаемого языка и, во-вторых, наличие заданий, приёмов обучения, стимулирующих школьников на сопоставление и сравнение иной действительности, иных социальных образцов поведения, социально-языковых штампов с имеющимся у них опытом, приобретенным ими, прежде всего, в их родной культуре, а также в культуре первого иностранного языка. Например, см. учебник для 5-го класса: упр. 6 на с. 11 (вводный курс), упр. 2 на с. 65 (тема «Wir feiern Winterfeste»), упр. 10 на с. 123 (тема «Sommerträume») и др. Это не только воспитывает у школьников уважительное отношение к иным культурам, но и формирует чувство гордости за свою страну, свой родной регион/край, культуру и язык, а также такие умения, как: находить в разных культурах и традициях общее и различное (упр. 1, 5, 6 на с. 80–81); достойно представлять свою страну и свой родной город/село/деревню своим потенциальным зарубежным собеседникам (упр. 5 на с. 105, упр. 1, 2, 3 на с. 108 и др.).

Упр. 5, стр. 105. Немецкий язык. Второй иностранный язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организацийНа протяжении всего курса учащимся предлагаются задания, стимулирующие школьников выражать свою личную позицию, аргументировать своё мнение по различным социально-значимым проблемам. Например, первая тема в учебнике для 8 класса «Ferien» (параграф 1) даёт возможность учащимся высказаться по проблеме организации своего свободного (каникулярного) времени (см. с. 6–7, упр. 1с; с. 8, упр. 2; с. 13, упр. 6с; с. 19, упр. 2; с. 20, упр. 3). Или, например, на основе информации об особенностях организации школьных каникул в Германии восьмиклассники готовят сообщения о том, где и как можно интересно и полезно провести каникулы в их родном городе, регионе, стране (с. 20, упр. 3), а проектная форма выполнения этого задания, необходимость осуществить поисковую деятельность, красиво оформить полученные результаты и представлять их перед группой на немецком языке – всё это в совокупности способствует формированию у школьников исследовательских и творческих способностей, уверенности в публичном выступлении.

Упр. 10, стр. 123. Немецкий язык. Второй иностранный язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организацийОсновная часть текстов и проблем, которые предлагаются настоящим УМК, несёт в себе интересующие школьника подросткового возраста вопросы прежде всего духовно-нравственного характера (см., например, учебник 5 класса: упр. 5 на с. 46, упр. 3, 4 на с. 89 и др., а также задания части D каждого параграфа), что позволяет им осознать социально позитивные духовные ценности и традиции своей семьи, своего народа и активизировать нравственный (например, решение проблем отношения к учёбе и школе, домашним обязанностям и к членам семьи и др.) и/или эстетический (красота природы родного края, многообразия мира и др.) поиск. Или, например, восьмиклассники в рамках темы «Freundschaft» (параграф 4) решают нравственные задачи воспитания и взаимоотношения со сверстниками в классе (см., например, текст на с. 69), анализируют разные эмоции человека в условиях непосредственного общения (с. 58, упр. 1), учатся понимать эти эмоции (с. 60 упр. 3b) и оценивать их, а также выражать своё мнение по поводу тех личностных качеств человека, которые представляются им наиболее ценными (см., например, с. 60, упр. 4 или с. 65, упр. 3).

Поскольку решение любого воспитательного вопроса идёт от осознания школьником проблемы на личном опыте через его обобщение на материале учебного текста (в широком понимании), то почти каждая часть параграфов учебников для всех классов заканчивается творческим заданием, выполняя которое ученик вынужден «действовать от своего собственного лица», используя в этих целях разные виды вербальных и невербальных опор и проявляя при этом разную степень самостоятельности.

Рамки одной статьи не позволяют продолжить описание примеров, иллюстрирующих воспитательный потенциал рассматриваемого УМК в плане достижения личностных образовательных результатов. Однако позволим себе в заключение высказать лишь одно замечание: ориентация на личностные результаты иноязычного образования ставит и авторов УМК, и учителя немецкого языка перед необходимостью мотивировать не только и не столько речемыслительную и коммуникативную деятельность учащегося, делающую его способным практически пользоваться немецким языком как средством общения, но и его познавательную, интеллектуальную и эмоциональную и, что особенно важно, творческую деятельность.

Наталья Гальскова,
доктор педагогических наук, профессор кафедры лингводидактики
Московского государственного областного университета,
а
втор УМК «Немецкий язык. Второй иностранный язык»
издательства «Русское слово»

Вы можете бесплатно ознакомиться с электронными версиями учебников по немецкому языку как второму иностранному (авторы – Н.Д. Гальскова, Д.К. Бартош, М.В. Харламова, М.А. Демьяненко, О.Ф. Сереброва, И.М. Компаниец, Л.В. Компаниец) в течение 14 дней, скачав на сайте издательства русское-слово.рф приложение «Библиотека "Русского слова"».

Подробнее о линиях учебников по английскому, немецкому и китайскому языкам издательства «Русское слово» и о компонентах УМК можно узнать на сайте издательства в специальном предметном разделе. Все перечисленные учебники включены в действующий Федеральный перечень.

ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
Все вебинары