Каникулы с книгой. Зачем читать летом?
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку новостей
19.07.2022
Каникулы с книгой. Зачем читать летом?

Значение детской книги для развития личности юного читателя невозможно переоценить. Во-первых, чтение – незаменимый процесс познания действительности. Благодаря книгам дети узнают природные и социальные особенности окружающего мира. Изучение художественных произведений способствует развитию когнитивных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия и др.) ребёнка.

Во-вторых, книга обладает ценностным потенциалом для развития личности маленького человека. Художественное произведение обогащает читателя жизненным опытом, формирует систему ценностных ориентаций через характеры и поступки героев: сочувствие, помощь, поддержку, внимание к людям, попавшим в трудные ситуации.

В-третьих, современные дети ощущают дефицит «живого» общения в условиях цифровизации общества. В этой ситуации потребность в чтении становится особенно актуальной. При этом ребёнку (как и взрослому) не безразлично, с кем ему предстоит общаться. Круг умных друзей, мудрых советчиков, эрудированных собеседников нужен каждому человеку в жизни. Для того, чтобы найти такой избранный круг людей, необходимо иметь богатый жизненный опыт, которого нет у ребёнка. Поэтому чтение-общение компенсирует эту проблему. У маленького читателя появляется возможность узнать, выбрать интересных для него потенциальных собеседников – сначала конкретные книги, а затем авторов литературных произведений (книг).

Читательские интересы обучающихся далеко не одинаковы: одних интересует сказка, других – реалистический рассказ, третьих – путешествия и приключения и т.д. Есть и такие ребята, которых вообще не интересует книга. Учитель, изучая детские читательские интересы, направляет и обогащает их при помощи библиотечки младшего школьника.

Литературное чтение

Круг чтения современных детей систематизирован по разным параметрам (по темам, по жанровым разновидностям, по времени и месту создания самой книги, по её формату, объему, оформлению и т.д.) и находит отражение на страницах учебника «Литературное чтение» ИОС «Начальная инновационная школа» в рубрике «Внеклассное чтение», а также в рубрике «Читаем вместе» курса «Литературное чтение на родном (русском) языке». Через эмоционально-чувственное восприятие обложек книг, участие в диалоге с авторами учебников у младших школьников формируется познавательный интерес к сюжету произведения; возникает желание познакомиться с его реальными героями (В. Маяковский «Кем быть», В. Голявкин «Мой добрый папа» и т.д.) или сказочными персонажами (К. Чуковский «Доктор Айболит», «Тараканище», А. Волков «Волшебник Изумрудного города» и т.д.); развивается способность задуматься над поступками и поведением героев на основе их характеров (В. Драгунский «Денискины рассказы», Н. Носов «Заплатка», Н. Артюхова «Бабушка и внук» и т.д.); появляется возможность полюбоваться красотой природы в разное время года (Ф. Тютчев «Зима недаром злится…», М. Лермонтов «Осень» и т.д.), увидеть животный и растительный мир нашей планеты глазами писателей‑натуралистов (Э. Шим «Чем встречают весну?», В. Бианки «Рассказы о животных», Дж. Даррелл «Моя семья и другие звери» и т.д.), открыть для себя новые страницы истории («Сборник русских былин», А. Митяев «Как Россия стала морской державой», С. Алексеев «Исторические повести» и т.д.) или погрузиться в научный мир, полный удивительных открытий и достижений («Детская энциклопедия астрономии», А. Томилин «Голубая планета Земля» и т.д.).

Литературное чтение на родном русском языке. 1-4 классы

Задача взрослых – педагогов, родителей, библиотекарей, авторов УМК – помочь начинающему читателю, не пугаясь «безбрежности книжного моря», накапливать и расширять читательский кругозор. С этой целью в учебниках по литературному чтению создана рубрика «Советуем почитать»: самостоятельно, без нажима и требований со стороны, ребёнок может выбрать из предложенного списка заинтересовавшую его книгу и прочитать её во время школьных каникул.

Таким образом, детская книга является не только культурным феноменом, но и объектом реальной действительности, обладающим значительным образовательным и воспитательным потенциалом, а также широкими коммуникативными возможностями, особенно в дни летнего отдыха детей.

Ирина Емельянова,
кандидат педагогических наук, доцент,
методист издательства «Русское слово»

Издательство «Русское слово» предлагает не только учебники «Литературное чтение» и «Литературное чтение на родном (русском) языке» для начальной школы, но и серии художественной и научно-популярной литературы для детей: «Детская классика», «Кладезь знаний», «Школьная историческая библиотека» и другие. Подробнее ознакомиться с изданиями «Русского слова» можно на официальном сайте и в интернет-магазине.

Серия «Детская классика»

ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
Все вебинары