Без попкорна. Как использовать кино на уроках литературы?
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку новостей
27.08.2022
Без попкорна. Как использовать кино на уроках литературы?

Фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»На что должны быть ориентированы уроки литературы? Рассуждать об этом можно бесконечно. Это и время, которое отражает цели и задачи сегодняшнего дня. Это и восприятие современных детей, для которых читать то, что читали мы, – не всегда удобоваримо и зачастую просто непонятно. Это и нежелание читать вовсе…

«Волга-Волга» – фильм режиссёра Григория АлександроваКак создать мотивирующую среду на уроках литературы? Как привлечь внимание учащихся, убедить их в том, что на уроках литературы интересно? И это не только книги. Это живопись, музыка, театр, кино. В обновлённых ФГОС, в предметных результатах по литературе (по родной русской литературе в том числе), обозначено умение «сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино)». Интересная работа предполагается, особенно если рассматривать идею с привлечением кино как дидактической единицы, которая используется для получения нового знания. И вот здесь возникает проблема: какие фильмы смотрят наши дети? Ответ на этот вопрос мы знаем. В основном это массовое «заграничное», состоящее из боевиков, фэнтези и сериалов, не заставляющих думать, да ещё и с родным современным кино не всё хорошо.

Но у нас есть хорошее советское кино! Кино как дидактическая единица и как медиатекст, информацию которого необходимо научиться считывать, перерабатывать и интерпретировать, находить свои смыслы. Кино как часть нового содержания курса литературы для активизации учебной деятельности и формирования мотивации к прочтению «увиденного» произведения. Кино как инструмент для совершенствования познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, развития эмоциональной сферы, воспитания. Кино как повод поговорить о серьёзном и научиться видеть прекрасное.

Линия учебников по литературе Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева

И если раньше многие из учителей, проявляя собственное творчество на уроках литературы, обращались к кинематографу в большей или меньшей степени, то теперь появилась потрясающая возможность работать в этом направлении в полной мере. Это позволяют линии учебников по литературе Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева, а также А.В. Гулина, А.Н. Романовой, А.В. Фёдорова. А ещё курсы родного русского языка и родной русской литературы – новый инструмент в руках современного российского учителя. Давайте посмотрим, что предлагают наши авторы.

Линия учебников по литературе А.В. Гулина, А.Н. Романовой, А.В. Фёдорова

В учебнике «Родная русская литература» (7 класс) в рубрике «Под сенью дружных муз» представлен фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», снятый ещё в 1938 году. Смотреть чёрно-белое кино в эпоху неимоверных технических возможностей кинематографа непросто. Это удивительное по своей простоте эпическое полотно, в котором по-особому выявлена историческая правда, усиленная сказочными и былинными мотивами и сопровождаемая музыкой великого Сергея Прокофьева, представлено не просто для просмотра. Это серьёзная, но интересная работа в контексте темы «Созидатели и хранители Русского мира» (раздел «Русская судьба»), в процессе которой учащиеся должны осмыслить важные для нас всех понятия о Родине. Как вы думаете, зачем современным восьмиклассникам смотреть простой, незамысловатый фильм «Волга-Волга»? В первую очередь, это «Песня о Волге», написанная композитором Исааком Дунаевским. Здесь же, в 8 классе, в рубрике «Под сенью дружных муз», учащимся предлагается посмотреть фильм Михаила Швейцера «Маленькие трагедии». Непростой фильм, получивший неоднозначные оценки от литературоведов, критиков и пушкинистов. И если мы рассматриваем кинематограф как искусство, значит ясна и понятна цель просмотра именно этого фильма. Пушкин! «Это яркий пример авторского прочтения, собственной интерпретации режиссёром литературного первоисточника», – говорят авторы учебника. Что хотел сказать нам автор фильма, в чём проявился «его Пушкин»? Здесь мы как раз говорим о том, что в процессе формирования умений работать с информацией – перерабатывать и интерпретировать её – медиатекст является эффективным инструментом.

Родная русская литература

Развиваясь уже на протяжении второго столетия, кинематограф стал частью культуры. Он отражает время, эпоху, взгляды, традиции… Киноискусство теперь – это совокупность не только профессиональной, творческой, производственной, научной и технической деятельности, но и образовательная составляющая. Осталось научиться смотреть кино «без попкорна». И вы понимаете, что хотел сказать автор…

Ирина Громовик,
методист издательства «Русское слово»

ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
Все вебинары