Зачем школьникам изучать историю? Какие сложности возникают при написании учебников? Чем содержание учебника отличается от информации из Интернета? На эти и другие вопросы издательству «Русское слово» ответил Лев Белоусов – доктор исторических наук, профессор, академик РАО, и.о. декана исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, автор учебников по всеобщей истории для основной и средней школы.
В начале беседы учёный вспомнил слова французского историка Марка Блока о том, что история – это увлекательное путешествие в прошлое. «Не может быть человека, которому не интересно его прошлое, которому не интересно, откуда он пришёл, почему общество, в котором он живёт, такое, а не иное, чем оно отличается от других обществ», – пояснил Лев Белоусов, отметив также, что изучение истории формирует аналитическое мышление.
«История – это не просто набор дат или событий, которые вы можете запомнить и затем воспроизвести в ответ на вопрос учителя. Если урок и учебник построены грамотно, они заставляют вас думать, задумываться над тем, над чем вы просто так в обычной жизни никогда не задумаетесь», – сказал историк.
Учебник – навигатор в море информации, и его автор должен отвечать за достоверность каждого слова – в этом существенное отличие учебника от Интернета. «Школьные учебники писать сложнее, чем вузовские, – рассказал Лев Белоусов. – Особенно сложно писать учебники по новейшей истории. Каждый день приносит нам новый материал – это значит, что мы должны при переиздании, при подготовке очередного учебника дописывать, доводить до современности, и не всегда это можно сделать, опираясь на научные знания, потому что осмысление этого материала приходит не сразу. Научные статьи, я уже не говорю о монографиях, появляются значительно позже. Нам зачастую приходится быть первопроходцами, что накладывает особую ответственность».
Учёный посоветовал школьникам, увлекающимся историей, не ограничиваться рамками учебника, а стремиться к расширению кругозора: «Читать – это рекомендация номер один, безусловно. Читать научно-популярную литературу. Я бы советовал почитать биографии деятелей, которые вызывают интерес, потому что это позволяет не только узнать лучше человека, это даёт возможность погрузиться в эпоху. Может быть, ещё полезнее читать автобиографии, мемуары... Я бы советовал ребятам посмотреть хроникальные фильмы, фотографии – иными словами, пощупать и увидеть что-то, что реально отражает эпоху».
Напомним, что Лев Белоусов – автор выпущенных издательством «Русское слово» учебников «Всеобщая история. История Нового времени. XVIII век» для 8 класса, «Всеобщая история. История Нового времени. 1801 – 1914 гг.» для 9 класса и «История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. – начало XXI в.» для 10–11 классов.
Перечисленные учебники входят в линию по всеобщей истории под научной редакцией доктора исторических наук, профессора, академика РАН Сергея Карпова. Подробнее ознакомиться с ними можно на официальном сайте издательства и в интернет-магазине.